Это самый демократичный конкурс, убежден Президент ТПП РФ Сергей Катырин. Он проводится по всей стране, включая самые дальние ее окраины, и, кстати, как показала его 25-летняя история, среди победителей столичные журналисты объективно всегда в меньшинстве. Цель его – развитие и поддержка новой российской деловой журналистики.
«Мы стремимся, чтобы СМИ объективно отражали проблемы и успехи становления отечественного предпринимательства. Этот авторитетный конкурс деловой журналистики с каждым годом становится все популярнее. Побеждают лучшие, никаких привходящих условий, советов¸ звонков и т.д. мы не признаем, все делается безвозмездно», - заявил Сергей Катырин.
Перед церемонией награждения прошел форум деловых СМИ, в котором приняли участие председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, руководитель телевизионного синдиката «СТП МЕДИА» Игорь Потоцкий, декан факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова Елена Вартанова, главный редактор газеты «Экономика и жизнь» Татьяна Иванова, главный редактор региональных программ телекомпании «Общественное телевидение России» Сергей Ломакин, генеральный директор-главный редактор компании «Бизнес-Диалог Медиа» Мария Суворовская, председатель редакционной коллегии компании «Бизнес-Диалог Медиа» Вадим Винокуров, генеральный директор ООО «ФестМедиаИнвест» Федор Щербаков, руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников, вице-президент корпорации «Российский учебник» Андрей Галиев, главный редактор интернет-издания «Капитал страны» Елена Ивкина, журналисты и эксперты в области СМИ со всей страны.
Состоялись заседания четырех секций: совместно с факультетом журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова «Цифровая журналистика»; совместно с Комитетом ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций «Роль экономической журналистики в продвижении интересов предпринимателей и улучшения предпринимательского климата в России»; совместно с газетой «Экономика и жизнь» на тему: «Правовые аспекты коммерческой деятельности средств массовой информации»; совместно с «Бизнес-Диалог Медиа» на тему «Корпоративное телевидение как инструмент внутренних и внешних коммуникаций».
Был обсужден широкий круг вопросов. Так, активно шла дискуссия на секции, проведенной совместно с Комитетом ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций. Выступавшие говорили о сегодняшнем и завтрашнем дне экономической журналистики и с надеждой, и с серьезными сомнениями. Деловой журналистике сегодня живется непросто – с этим были согласны все.
В девяностые годы российская экономическая журналистика была авторитетной, востребованной, а сегодня эти позиции в значительной мере утрачены, утверждали одни. Другие возражали: тогда ниспровергались основы, рождался новый экономический порядок, от которого надеялись получить пользу едва ли не все, острая публикация могла легко вызвать перестановки во власти – это и было основой интереса. Сегодня же, доказывали они, надежды, чаще всего, развеялись, чиновники, злоупотребляя властью, обычно прессу безбоязненно игнорируют, люди, занятые своими повседневными бесконечными проблемами выживания, в благие обещания не верят – вот почему экономические (впрочем, не только экономические) СМИ теряют влияние, тиражи, а вслед за этим уменьшаются и поступления от рекламы. Как следствие, растет зависимость, особенно в регионах, от местной власти, от бизнеса. Растет самоцензура из-за опасения потерять необходимые для жизни издания средства. Да, есть и сегодня коренные темы, которые могли бы заинтересовать, но об этом почему-то стало не принято писать. Вместо того, чтобы открывать и вскрывать, пресса описывает последствия.
Многие, однако, возражали: и сегодня есть способы и возможности заинтересовать читателей, добиться нужных изменений от властей, если активно использовать новые формы и методы работы. Приводились конкретные примеры. Большое количество проблем, с которыми ежедневно сталкивается бизнес, удается решать с помощью экономических СМИ. Вообще, утверждали многие выступающие, страна находится накануне серьезных изменений в социальной и экономической жизни, и роль экономических СМИ, безусловно, серьезно вырастет.
То есть появится и начнет понемногу реализовываться возможность возродить яркую, живую, глубокую и авторитетную экономическую публицистику. Появились национальные проекты; успех или неуспех в их реализация будет прямо сказываться на судьбах руководителей всех территорий, и поэтому работа на этом направлении экономических журналистов очень даже нужна Как пример можно взять хотя бы освещение становления и жизни малого бизнеса – не вообще малого бизнеса как такового, а конкретного, начиная с анализа, что называется, «на земле», где все проблемы видны и помощь в их решении очень нужна.
После завершения форума деловых СМИ прошла церемония награждения победителей конкурса «Экономическое возрождение России».
Открыли церемонию Президент ТПП РФ Сергей Катырин и генеральный директор МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев.
В церемонии награждения участвовали также вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев, секретарь Союза журналистов России Рафаэль Гусейнов, декан факультета журналистики МГУ им. М.Ломоносова Елена Вартанова, заместитель председателя Правления банка «Международный финансовый клуб» Анатолий Хвостиков, генеральный директор АО «Экспоцентр» Сергей Беднов, заместитель генерального директора ПАО «Центр международной торговли» Владимир Пасик, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, руководитель телевизионного синдиката «СТП Медиа» Игорь Потоцкий, главный редактор региональных программ телекомпании «Общественное телевидение России» Сергей Ломакин.
Четверть века назад, когда задумывали конкурс, слово «возрождение» было самым применимым к нашей экономике, сказал, открывая церемонию награждения, Президент ТПП Сергей Катырин. Сегодня уже другая страна, но решено было пока оставить привычное название. В этом году было более 370 участников, с огромным трудом жюри выбирало победителей. Экономическая журналистика требует профессионального подхода, гражданского мужества, чтобы писать о вещах, которые не нравятся государству, бизнесу, отдельным предпринимателям, структурам.
Дмитрий Киселев, подчеркивая роль Палаты в организации и проведении вот уже четверть века журналистского конкурса, предложил под аплодисменты присутствующих ввести новый термин: «журналистиколюбие».
Впрочем, хорошее отношение к экономической прессе и ее поддержка – это вовсе не альтруизм. «Сотни тем и проблем, начиная от работы по принятию закона о малом предпринимательстве и заканчивая новыми ограничениями в контрольно-надзорной деятельности в отношении бизнеса, нам удалось сдвинуть с места, развить и решить благодаря СМИ, создающими соответствующую общественную атмосферу поддержки наших усилий», - сказал Сергей Катырин.
Анатолий Хвостиков, заместитель председателя Правления банка «Международный финансовый клуб», многолетнего партнера конкурса, считает, что экономическая журналистика преодолеет все нынешние сложности. Они временные, убежден он: «Я познакомился с великолепными изданиями, даже заводскими, которым по сотне лет уже, и они отлично работают». В издания и на телевидение, подчеркнул он, приходят новые молодые силы, они настроены на новые задачи. А конкурс – это живой организм, помогающий раскрывать их способности.
Пресс-служба ТПП РФ, А.Бондарь
Фото: Д.Подрезов
Президентский зал. Секция 1 совместно с Факультетом журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова: «Цифровая журналистика».
Малый зал. Секция 2 совместно с Комитетом ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций: «Роль экономической журналистики в продвижении интересов предпринимателей и улучшения предпринимательского климата в России».
Стеклянный зал. Секция 3 с газетой «Экономика и жизнь» на тему: «Правовые аспекты коммерческой деятельности средств массовой информации»
Бизнес зал. Секция 4 совместно с «Бизнес-Диалог Медиа» на тему: «Корпоративное телевидение как инструмент внутренних и внешних коммуникаций»
Большой зал. Церемония награждения победителей XXV Всероссийского конкурса журналистов «Экономическое возрождение России».