В рамках Стратегии развития информационного общества России и нацпроекта «Цифровая экономика» с 2020 года стартует перемещение сведений о трудовой деятельности работников в информационные системы Пенсионного фонда России. Правительством РФ утвержден новый ежемесячный отчет СЗВ-ТД. Сегодня, 4 февраля, в целях разъяснения механизмов работы по ведению сведений о трудовой деятельности в электронном виде Центром поддержки и развития предпринимательства ТПП РФ был организован всероссийский вебинар для членов территориальных торгово-промышленных палат, представителей региональных органов власти, налоговых и пенсионных служб.
Модератором практического вебинара выступила вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова. Пенсионный фонд России представили заместитель начальника Департамента организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц Наталья Зайкова и заместитель начальника Департамента информационных технологий Вадим Малиновский.
В режиме видеоконференцсвязи было зафиксировано более 10 тысяч подключений, слушатели направили более 250 вопросов, которые относились к срокам и формам подачи отчетности, доступу работодателя к сведениям о трудовой деятельности потенциального сотрудника, представления персональных данных работников другим ведомствам и инстанциям.
«Конечно, мы все надеемся, что цифровизация поможет нам оптимизировать администрирование деятельности и упростить многие процессы, но в реальности уже начинает казаться, что работать с бумагой – это гораздо проще, что внедрение цифрового документооборота становится бесконечной рутиной. Возникает слишком много вопросов. Беспокойство и нервозность по поводу возможных ошибок сказываются на результатах работы, – отметила Елена Дыбова. – Предлагается в режиме спокойного взаимодействия ТПП РФ и ПФР на протяжении 2020 года поступательно отработать технологии ведения цифровых трудовых книжек и в скором времени совершенно забыть об их бумажных аналогах. Необходимо постепеннно внедрять новшества, чтобы не мешать предпринимателям работать эффективно, качественно, с минимальными затратами».
На протяжении трех часов эксперты Палаты и Пенсионного фонда разъясняли законодательную базу и предусмотренные механизмы взаимодействия, разбирали вопросы и конкретные затруднительные ситуации, о которых рассказали участники вебинара. Елена Дыбова предложила Центру поддержки и развития предпринимательства ТПП РФ через 2-3 месяца вновь вернуться к этой теме, чтобы проанализировать уже сам процесс перехода на электронные трудовые книжки.
Прямо сейчас работодателям надлежит письменно проинформировать работников о соответствующих изменениях в трудовом законодательстве и праве работников сохранить бумажную трудовую книжку. При необходимости им предстоит провести работу по изменению локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность организации, внести изменения в соглашения и коллективные договоры.
Работники, которые до конца 2020 года не подадут заявление работодателю о сохранении бумажной трудовой книжки, получат ее «на руки». Сведения об их трудовой деятельности, начиная с 2021 года, будут формироваться только в цифровом формате. Также с 1 января 2021 года в случаях приема на работу или увольнения сведения о трудовой деятельности должны представляться работодателем в ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа, являющегося основанием для приема на работу или увольнения.
Департамент развития предпринимательства, О.Бутенко
Фото: Д.Подрезов