В рамках деловой программы первого дня XVI Всероссийского форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» 24 марта состоялись пленарное заседание «Закупки высокотехнологичной отечественной продукции: опыт субъектов естественных монополий и госкорпораций», Деловой обед «223-ФЗ: Что требует изменений? Практические кейсы от поставщиков и реакция заказчиков» и круглый стол «Государственные закупки и оборонно-промышленном комплексе. Подготовка кадров для управления государственными закупками», участие в которых приняла вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова.
Главной темой обсуждения первого дня Форума стал Федеральный закон 223-ФЗ: закупки госкорпораций и госкомпаний, включая субъекты естественных монополий.
Второй день Форума был посвящен обсуждению Федерального закона 44-ФЗ: государственных и муниципальных закупок.
На пленарном заседании второго дня Форума «Оптимизационный» законопроект: эволюция или революция?» обсуждались актуальные новации контрактной системы, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, стратегические подходы к поддержке отечественных поставщиков в системе закупок.
Заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров проинформировал о задачах оптимизационного пакета поправок, состоянии его рассмотрения, подготовке к прохождению второго чтения в Государственной Думе ФС РФ. По его словам, данный законопроект основан на принципе трех «У» – Упрощение, Ускорение, Унификация и одного «Э» – Электронная форма взаимодействия.
Заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе проинформировала о новых опциях платформы ЕИС и о переводе в электронный вид всего документооборота, в том числе юридически значимой переписки и претензионной работы между сторонами выполнения контракта.
Начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов отметил, что ежегодно в ФАС России поступает более 80 тысяч жалоб на проведение закупочных процедур, хотя, зачастую, авторы данных обращений даже не участвуют в закупочных процедурах. В этой связи он отметил важность введенного института предквалификации, которая дает возможность поддержать добросовестных участников закупок и избавиться от так называемых «профессиональных жалобщиков». Он также обратил внимание на назревшую необходимость введения рейтинга деловой репутации напрямую в законе, а не в системе подзаконных актов.
В ходе своего выступления вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова озвучила позицию бизнес-сообщества относительно принятого Государственной Думой ФС РФ в первом чтении оптимизационного законопроекта о госзакупках.
Предприниматели положительно оценивают оптимизационный пакет, потому что многие нормы, которые он содержит, существенно упрощают процедуры участия бизнеса в закупках, снимают излишнюю нагрузку и снижают трудозатраты. На сегодняшний день, следование действующей версии закона 44-ФЗ за счет своей сложной и громоздкой конструкции стало отнимать у заказчиков и поставщиков много времени, закон стал «процедурным».
Бизнес выступает в поддержку универсальной предквалификации, предшествующей участию в закупках. Любой из участников закупок, скажет, что ограничение в 20% от доли исполненных контрактов – это правильная логика, позволяющая отсечь «фирмы-однодневки».
«Рассматривая закон в целом, остаются 2 базовые проблемы: мы так и не начали регулировать все то, что связано с процедурами до объявления закупки – начальная (максимальная) цена контракта, техническое задание, и с тем, что касается процедур после совершения закупки. При падении начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25% необходимо ввести обязательную экспертизу поставленной продукции и услуг постфактум.
Если мы говорим об эволюции системы закупок или революции, конечно, бизнесу хочется эволюции, но если мы говорим о том, что нужно сделать в ближайшее время, чтобы торги развивали наш российский бизнес, несколько революционных шагов нам придется пройти», - заключила Елена Дыбова.
Далее состоялась стратегическая сессия Импортозамещение-2021: «Третий лишний», ограничения, запреты, квотирование, работа которой была посвящена обсуждению вопросов квотирования закупок российской продукции, анализу результатов применения национального режима, особому порядку закупок медицинской, радиоэлектронной и IT продукции и ряду других актуальных вопросов.
В своем выступлении Елена Дыбова обратила внимание на успешный международный опыт, в частности Китая, по использованию внутреннего рынка в вопросах импортозамещения, и российский опыт – Республики Татарстан по увеличению объемов производства товаров, работ, услуг для обеспечения внутренних потребностей.
Также, вице-президент отметила, что в настоящее время в нашей стране законодательство в сфере закупок существенно перегружено обилием нормативных документов. В частности, действует 9 подзаконных нормативных правовых актов, определяющих запрет, ограничения и условия допуска к применению режима импортозамещения. В ряде случаев эти документы не корреспондируются между собой.
Она подчеркнула, что инструменты, регулирующие процессы импортозамещения, уже имеются – это национальный режим в закупках и система квотирования закупок российской продукции, но многое будет зависеть от принятия четко выверенной и понятной нормативной базы по использованию данных инструментов. Самое главное, должна быть конкретная и понятная информация – в какой именно продукции и в каком объеме нуждается государство.
Участие в дальнейшей дискуссии стратегической сессии приняли представители поставщиков и заказчиков, профильные эксперты, были затронуты вопросы роли инвестиций в НИОКР, механизмов трансфера результатов интеллектуальной деятельности и успешного опыта импортозамещения на примере строительной отрасли. Все позиции и предложения были приняты организатором секции – Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в детальную проработку.
Департамент развития предпринимательства, К. Каменева