Симфонический оркестр кинематографии отмечает свое 90-летие и юбилей своего главного дирижера Сергея Скрипки

Главная

Симфонический оркестр кинематографии отмечает свое 90-летие и юбилей своего главного дирижера Сергея Скрипки

Пресс-конференция, посвященная 90-летию со дня основания Российского государственного симфонического оркестра кинематографии и 65-летию его художественного руководителя и главного дирижера – народного артиста России профессора Сергея Скрипки, прошла в Конгресс-центре ТПП РФ на Ильинке.

Почему в ТПП РФ?

С 2009 года Палата является информационным спонсором оркестра, резонно полагая, что не прибылью единой живо предпринимательское сообщество и что высокой культуре в наше меркантильное время без бескорыстной поддержки устоять перед напором «попсы» во всех ее видах практически невозможно.

Об этом говорил, открывая пресс-конференцию, вице-президент ТПП РФ Александр Рыбаков. Сотрудничество с оркестром для нас – большая честь, отметил он.

В пресс-конференции участвовали и на вопросы журналистов ответили Сергей Скрипка, кинорежиссеры Никита Михалков и Сергей Урсуляк, композитор Андрей Шелыгин и киновед Армен Медведев, директор оркестра Евгений Хлынов. Вел пресс-конференцию заместитель директора Центра по связям с общественностью и СМИ ТПП РФ, генеральный директор ООО «ТПП-Информ» Сергей Небренчин.

Юбилейные торжества состоятся 3 октября, в Концертном зале имени Петра Ильича Чайковского. Оркестр, сообщил Сергей Скрипка, намерен представить своего рода творческий отчет сделанного за последние годы.

Во времени сошлись две даты: девяносто лет назад, осенью 1924 года, в Москве в кинотеатре впервые место тапера занял оркестр. Такое сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре оркестр стал играть на сеансах и в других кинотеатрах – так в судьбу коллектива вошел кинематограф. Ну, а с тех пор, как в начале тридцатых «Великий немой» обрел голос, государственный симфонический оркестр кинематографии начал записывать музыку к фильмам. За многолетнюю историю с оркестром сотрудничали Шнитке, Петров, Эшпай, Гладков, Свиридов, Денисов, Петров, Щедрин, Канчели, Артемьев, Дашкевич, Дога, Рыбников, Журбин, Дунаевский… Сейчас счет перевалил далеко за пять тысяч кинофильмов, к которым была записана музыка.

У нынешнего художественного руководителя и главного дирижера оркестра Сергея Скрипки тоже юбилей: в октябре ему исполняется 65 лет.

Сергей Скрипка рассказал об оркестре, о некоторых работах, о планах (оркестр уникален уже тем, что буквально всем россиянам знакома его музыка к фильмам). Последние работы – «Солнечный удар», «Белый тигр», «Белые ночи», «Жизнь и судьба», «Брестская крепость», «Орда», «Легенда № 17», «Сталинград». У оркестра уникальнейшая бесценная библиотека – около 9000 тысяч рукописных партитур).

Оркестр ежегодно записывает музыку к 50-60 фильмам. Основная работа – на «Мосфильме». Много работы на телевидении. Кроме того, оркестр участвует в записи телепрограмм (к примеру, «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на ТК «Культура»).

Никита Михалков. Сергей Урсуляк, Андрей Шелыгин, Армен Медведев рассказали об истории оркестра, о своей работе с ним. Все отметили огромный потенциал оркестра: от шансона до рок-оперы и классики – музыканты во всех жанрах великолепны, и в этом тоже уникальность коллектива. Без такого оркестра не было бы настоящей музыки в кино. Коллектив и в трудные времена, и сегодня всегда держал и держит планку. Ну, а самого Сергея Скрипку можно считать соавтором музыки к кино – ее звучание, ее роль в фильме в огромной степени зависит от личности и профессионализма дирижера.

Шла речь также о засилье серых, проходных, с бездарным электронным музыкальным сопровождением фильмов. Говорили о том, что на основных государственных каналах редко (практически никогда) не услышишь симфоническую музыку. При этом ни музыканты оркестра, ни дирижер, ни остальные гости пресс-конференции ничуть не против другой музыки; хороши все жанры, если музыку создают и исполняют профессионалы.

Билеты на цикл концертов «Живая музыка экрана», автором которого является маэстро Сергей Скрипка, распродаются задолго до начала сезона. Концертная работа с каждым годом занимает всё большую часть жизни оркестра. С этого сезона коллектив начинает осваивать новую филармоническую площадку – в Олимпийской деревне, там будет открыт ещё один абонемент киномузыки.

Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь

Фотогалерея