Сергей Катырин: Проблемы предпринимательства в сфере медиакоммуникаций надо решать комплексно

Главная

Сергей Катырин: Проблемы предпринимательства в сфере медиакоммуникаций надо решать комплексно

Надо комплексно, на основе тщательного анализа, решать накопившиеся проблемы предпринимательства в сфере медиакоммуникаций.

Этими словами Президент ТПП РФ Сергей Катырин подвел итог встречи с активом Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций.

На встрече выступили председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Игорь Потоцкий, главный редактор газеты «Экономика и жизнь» Татьяна Иванова, президент гильдии издателей периодической печати Сергей Моисеев, главный редактор региональных программ телекомпании «Общественное телевидение России» Сергей Ломакин и другие. Участники встречи затронули и обсудили острые вопросы, с которыми приходится сталкиваться бизнесу, работающему в сфере медиакоммуникаций.

ФЗ «О средствах массовой информации» был принят давно, без малого тридцать лет назад (в 1991 году), он по ряду аспектов не отвечает нынешним реалиям; в те годы, например, и речи не было об интернет-изданиях, указывали выступающие. Нужны корректировки, возможно, даже новая редакция закона.

Проблем накопилось немало.

Так, в соответствии с подписанной РФ конвенцией о трансграничном вещании и соответствующей федеральной целевой программой аналоговое телевизионное вещание в России должно быть прекращено. Уже введены в строй два цифровых мультиплекса. Но для региональных каналов они недоступны. То есть, когда будет отключено аналоговое вещание, большинство региональных вещателей окажутся под угрозой закрытия.

Еще одна проблема: региональный телеканал–вещатель, неся все затраты на распространение телевизионного сигнала на своей территории, имеет также статус аффилиата федеральных сетей и обязан распространять их информацию. Но сами сети вправе отказываться от работы с регионами. В итоге огромное количество региональных вещателей оказались в зависимом положении, которое в профессиональной среде назвали «сетевым рабством». Проблема обсуждается давно, ее масштабы уже критические, но законодательно она не урегулирована до сих пор.

Как минимум странной представляется медиабизнесу и ситуация, при которой закупки контента, программ и оборудования для телевизионного канала проходят на условиях тендера в соответствии с 44-ФЗ, в котором выигрывает тот, кто предложит ниже цену. Дело не только в том, говорили выступающие, что здесь прослеживается высокий коррупциогенный потенциал. Прежде всего, телепрограмма – это не набор болтов и гаек, выточенных автоматом; ее создание подчиняется совсем иным законам. Кстати, есть прецедент – ВГТРК и «Россия сегодня» от подобной практики  освобождены. Логичным представляется решить вопрос на законодательном уровне.

Вот еще одна проблема, не учтенная и не решенная законодательно: сайты в сети Интернет не подлежат обязательной регистрации как СМИ и, таким образом, не подпадают под ограничения, установленные законом о СМИ. Лицам, осуществляющим распространение массовой информации через сайты, не нужны лицензии на вещание, здесь не применяются правила распространения рекламы в теле- и радиопрограммах, установленные ФЗ «О рекламе». Иными словами, здесь СМИ оказываются в очень неравном положении по сравнению с ними.

Участники встречи обсудили также проблемы с распространением периодической печати. Из-за непродуманного регулирующего вмешательства муниципальных и региональных органов власти в России сокращаются  специализированные объекты по продаже прессы (киоски). Если в 2004 году в России насчитывалось 42 тысячи таких торговых объектов, то в 2016 году – чуть больше 23 тысяч. В 2017 год киосков прессы в стране стало меньше еще на 26 процентов. После отмены в 2014 году госсубсидий «Почте России» на покрытие убытков по доставке подписных изданий населению, подписной тираж российских периодики в абсолютном значении сократился с 1 млрд экземпляров в 2013 году до 500 млн экземпляров в 2017 году и продолжает падать.

Между тем, подчеркивали участники дискуссии, 70 процентов стран дотируют подписку своих СМИ, понимая, что это вопрос и политический, и социальный. Это должно быть актуально и для России, на огромных пространствах которой много мест, где пресса – важнейший канал связи с «Большой землей».

Большие проблемы в российской полиграфии. За последние годы в отрасли была приобретена лишь одна новая машина, не ясно, на чем печатать тиражи лет через пять. Растет стоимость производства газет и журналов из-за непрекращающегося подорожания бумаги, полиграфических работ, логистики.

Подвел итоги встречи Сергей Катырин. Надо провести тщательный анализ всех отмеченных проблем, обсудить их с заинтересованными сторонами – в частности, с соответствующими министерствами, профильным комитетом Госдумы. Определить, кто и за что отвечает, и после этого можно будет говорить о необходимых изменениях в законодательстве. Затронутые проблемы, подчеркнул глава ТПП РФ, очень важны для всего общества, решать их надо комплексно.

Пресс-служба ТПП РФ, А. Бондарь

Фотогалерея