Инициатива министра экономического развития РФ Максима Орешкина о пересмотре закона о банкротстве нашла отклик среди участников круглого стола, который прошел в ТПП Ростовской области 6 июля 2021 года.
- Сегодня мы акцентируем внимание на водоканалах. Это предприятия жизнеобеспечения и банкротство, даже если оно имеет минимальные отрицательные последствия, сказывается на этом жизнеобеспечении, - открыл круглый стол вице-президент ТПП Ростовской области Сергей Шнейдер. В нем приняли участие члены отраслевых комитетов ТПП Ростовской области по экономике, инвестициям и ЖКХ. На примере местных водоканалов участники круглого стола обсудили проблемы в отрасли и необходимость обновления законодательной базы по банкротству предприятий.
Действующие правовые акты приняты 25 лет назад и не пересматривались с тех пор, поэтому они воспринимаются скорее как инструкция по ликвидации бизнеса, чем его спасения, уверен Сергей Шнейдер. Он сообщил, что ТПП РФ и региональные Палаты работают на федеральном и региональном уровнях, чтобы модернизировать законодательство. О том, что пришло время пересмотреть текущую версию закона о банкротстве, заявлял и министр экономического развития РФ Максим Орешкин, который говорил, что уже к концу года такие изменения будут.
В стране растет количество предприятий-банкротов
По итогам 2020 года в России прекратили свою деятельность 515 тыс. коммерческих организаций, что в 2,5 раза превысило число вновь созданных. В минувшем году только Арбитражный суд Ростовской области принял заявлений о банкротстве в 1,5 раза больше. Так в 2019 году было подано 127 тысяч заявлений, а в 2020 - уже 170 тысяч.
В 2017 году в Ростовской области было 126 предприятий водоснабжения, а в 2020 их осталось 72. При этом 44% сетей нуждается в замене. Износ оборудования приближается к 74%. Больше половины водоканалов в регионе показывает убыточность, что, по сути, ставит их в очередь на банкротство.
74% составляет износ основных сетей в водоснабжении
На территории области работают 140 организаций коммунального комплекса, из которых 51 муниципальное предприятие в сфере водоснабжения, 34 – теплоснабжения, 88 коммерческих организаций.
- Все они в равной степени осуществляют бесперебойную, качественную подачу жизненно важных ресурсов для жителей области, - сообщил министр ЖКХ Ростовской области Михаил Солоницин, который дал старт профессиональному обсуждению. Он рассказал, неустойчивое финансовое положение образовалось в 32 организациях коммунального комплекса. На стадии банкротства находятся 15 предприятий. Общая кредиторская задолженность организаций - 5,6 млрд рублей.
Министр обратил внимание на основные причины нарастания проблем. Это дефицит инвестиций, административный метод управления, отсутствие реального механизма ресурсосбережения и недостаточное внедрение инновационных технологий, несовершенство нормативно-правовой базы и неэффективная система регулирования. На данный момент Правительством РФ приняты меры поддержки коммунальных предприятий – это субсидии, передача в концессию, запрет на отчуждение объектов централизованной системы водоснабжения. Но только опыт показывает, эти меры не способствуют выходу предприятий из состояния банкротства.
Банкротство не выгодно никому
Процедура банкротства вводится для того, чтобы рассчитаться с должниками предприятия, либо финансово оздоровить его. В целом по стране зафиксировано 41 000 дел о банкротстве. Из них финансовое оздоровление произошло всего на 86 предприятиях, а платежеспособность восстановлена только на 14. Столь же сомнительные успехи наблюдаются и при погашении долга. Всего по стране было заявлено требований – 601 млрд, а погашено - 21 млрд, процент удовлетворений – 4,56,
рассказывает Наталья Ефимченко, генеральный директор ГУП РО «Управление развитием систем водоснабжения». Она предлагает реформировать нормативно-правовую базу в области отчуждения имущества.
- Арест имущества ставит руководителя предприятия в положение виновника и не предполагает ни капитальный ремонт, ни реконструкции, - поясняет Наталья Ефимченко. Если предприятие не может заплатить компенсацию за арестованное имущество, то оно будет реализовано с торгов. Это ставит организацию в безвыходное положение и не позволяет провести финансовое оздоровление, чтобы его восстановить.
С 2017 года в отношении ГУП РО «Управление развитием систем водоснабжения» ведется сводно-исполнительное производство. Предприятие вот уже несколько лет не увеличивает кредиторскую задолженность, но и не может ее уменьшить. Разница между 100% начислением и самыми необходимыми расходами составляет 46 млн. рублей в месяц. В итоге 220 млн. рублей в год составляют только пени энергетикам.
- Задолженность перед энергетиками почти постоянно 800-900 млн.рублей, но при этом дебиторская задолженность - 875 млн. Если мы соберем всю дебиторскую задолженность, то никогда не погасим кредиторскую. Как только предприятие впадает в процедуру банкротства, то сразу останавливается получение бюджетных средств. Мы не можем проводить работы капитального характера, только текущий ремонт, больше никаких реконструкций проводить мы не можем, - рассказывает спикер.
Она уверена, при банкротстве все риски ложатся на бюджет следующей эксплуатирующей организации. Поэтому лучше помочь предприятию субсидиями, не доводя его до банкротства. Она предлагает пересмотреть закон об исполнительном производстве. Например, разрешить тратить 50% штрафов, наложенных Росприроднадзором за износ объекта, на реконструкцию очистных сооружений.
Еще один вопрос, требующий тщательного внимания, – это налоги. Многие коммунальные предприятия попадают в перечень тех, кому предоставляется налоговая отсрочка. Но предприятие, находящееся в процедуре исполнительного производства, не может её получить, потому что никто не даёт ни банковскую гарантию, ни муниципальную. А такая отсрочка могла бы существенно облегчить финансовое бремя предприятия и уберечь его от банкротства и последующей ликвидации.
- Субсидия на возмещение разницы в тарифах запрещена. Любая субсидия, хоть на капремонт, хоть на покупку оборудования, все, что связано с со-финансированием бюджета – запрещено, - продолжила тему Елена Теплинская, заместитель директора МУП «Водоканал» Новочеркасск. Она советует обратиться за субсидией до перехода в банкротное состояние, потому что потом этой возможности не будет. Чтобы выйти из банкротного состояния, все имущество должно стоять на балансе муниципалитета и находиться в хозяйственном ведении предприятия. Но сделать это невозможно, так как некоторое оборудование и сети принадлежат частным лицам, а муниципалитет их только арендует. В таком случае невозможно инвестировать в обновление этих объектов, что приводит к изнашиванию оборудования.
Тарифы тарифам рознь
Вице-президент ТПП Ростовской области Сергей Шнейдер заострил внимание на вопросах тарифообразования. Сейчас на многих предприятиях действуют экономически необоснованные тарифы, которые отличаются друг от друга в 3-5 раз в зависимости от населенного пункта.
В 2002 году проводился полный анализ тарифов водоканалов Ростовской области. Разница между тарифами была 150%, а в 2017 она стала 300%. Эту ситуацию нужно исправлять, тарифы не должны различаться в три раза между городами, уверен Сергей Шнейдер. По его мнению, предупреждающим сигналом для власти является момент, когда вместо экономически и технически обоснованного тарифа устанавливается тот тариф, который установить можно. Важно понять, что потом придется платить больше и искать пути решения среди разрухи.
О том, как несбалансированная тарифная политика на практике губит предприятие, рассказал еще один участник круглого стола Михаил Согомонов. Он руководит сальским водоканалом, который находится в конкурсном производстве.
- Из-за несоответствия тарифа, который был необоснованно занижен, что было доказано в судебном порядке, предприятие перешло на стадию банкротства. Мы судились три года, и те субсидии, которые предприятие не получило за три года, оно должно теперь получить в течение пяти лет, - рассказывает Михаил Согомонов.
ТПП предлагает водоканалы НЕ банкротить
Только 1,5% предприятий выходит из банкротства живыми. Происходит разрушение коммунальной инфраструктуры, чтобы вернуть кредиторам средства, разрушаются профессиональные команды.
- Найти, наказать виновных, выяснить причины. Но, в конце концов, ввести механизм опережающего контроля, который позволял бы не войти в юридическую процедуру банкротства, - делится мнением Сергей Шнейдер. От имени профессионального сообщества он выступил с двумя предложениями:
1.Попытаться на региональном уровне признать недопустимым ведение процедуры банкротства в отношении водоснабжения;
2.Установить порядок действия муниципалитетов по предотвращению процедуры банкротства.
Эту инициативу поддержали председатель Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Евгений Шепелев и председатель межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности естественных монополий при губернаторе Ростовской области Анатолий Ковальчук.
Ирина Фомина
Пресс-служба
ТПП Ростовской области