В рамках IXМеждународного форума «Юридическая неделя на Урале» в Екатеринбурге прошел круглый стол «Участие в закупках для государственных и муниципальных нужд: дополнительные возможности или потери для бизнеса?». В его работе приняли участие
вице-президенты Уральской ТПП Светлана Окулова и Владимир Воронов.
Модерировала мероприятие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх. Она сообщила участникам круглого стола, что каждая пятая жалоба, поступающая в ее аппарат, касается госзакупок. Несмотря на вносимые десятки изменений в нормативные акты, законодательство остается чрезвычайно запутанным и не коррелируется с отраслевыми законами.
Заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Глеб Старков рассказал, что заказчики умудряются не исполнять даже вполне очевидные требования законодательства, обязывающие до 15% закупок осуществлять у малого бизнеса. Не соблюдаются и сроки оплаты исполненного контракта: вместо положенных 15 дней некоторые заказчики перечисляют деньги лишь через полгода.
Участники круглого стола отмечали, что существуют проблемы с гарантиями оплаты контрактов, с взаимной ответственностью заказчика, исполнителя и субподрядчиков, с обоснованной технически и экономически приемкой работ и продукции. Но главная проблема контрактной системы заключается в несовершенстве процедур по определению начальной цены контракта.
Светлана Окулова сообщила, что она устанавливается информационными письмами без указания всей совокупности условий поставки, качества, срока службы и цены владения, что приводит к неэффективному использованию денег налогоплательщиков. В качестве примера Окулова привела закупки медучреждениями простынь, которые после первой стирки рвутся, и приходится вместо одного раза закупать 10-15 раз в год.
Проблему, по мнению вице-президента Уральской ТПП, можно было бы решить с помощью экспертного сообщества, которое способно профессионально обосновать начальную цену контракта, исправить ошибки в техническом задании к закупкам, исключить демпинг и решить ряд других вопросов. При осуществлении закупок, считает Окулова, необходим аналитический подход, разработать который могут только профессионалы, объединенные в бизнес-сообщества.
Вице-президент Уральской ТПП Владимир Воронов предложил использовать опыт Владимирской ТПП, которая провела экспертизу сельскохозяйственной продукции местных производителей и составила перечень добросовестных поставщиков, которым в итоге и разрешили участвовать в закупках. Заместитель директора Департамента государственных закупок Свердловской области Наталия Халуева согласилась, что это один из способов поддержки добросовестных малых предприятий.
В резолюции участники круглого стола отметили, что в нормативных актах необходимо предусмотреть профессиональное формирование начальной максимальной цены контракта, законодательную ответственность за необоснованный демпинг, независимую экспертизу технического задания, актирование скрытых этапов работ, установление обоюдной ответственности заказчиков и исполнителей контрактов, применение в области лучших региональных практик и использование части сэкономленных при госзакупках средств на оплату услуг экспертов.
Кроме того, Наталья Халуева озабочена непрозрачной процедурой закупок малого объема, не требующих конкурсных процедур. Поскольку речь идет о 4 миллиардах рублей бюджетных денег, перед сотрудниками Департамента встал вопрос о создании электронного модуля, который будет информировать о возможностях в сфере малых закупок. По ее словам, при осуществлении этой работы понадобится помощь экспертного сообщества.
Уральская ТПП