18 апреля в региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева состоялся «круглый стол» по вопросам защиты людей старшего возраста от мошенничества.
Заседание провел председатель регионального Совета сторонников партии, депутат Рязанской областной думы Александр Ачалов. В числе участников заседания были депутаты облдумы Татьяна Гусева и Светлана Сережина, руководитель региональной общественной приемной Татьяна Панфилова, сторонники партии «Единая Россия», сотрудники УМВД России по Рязанской области, а также люди, пострадавшие от неправомерных действий предпринимателей.
Cтаршее поколение является одной из наиболее незащищенных от аферистов групп населения. Очень многие пенсионеры, в связи с повышенной доверчивостью и финансовой неграмотностью, не могут отказать мошенникам и легко попадаются на их уловки.
Александр Ачалов заметил, что злоумышленники используют различные схемы обмана, а из-за специфики подобных преступлений их бывает сложно раскрыть. Сторонники партии «Единая Россия» решили разработать эффективный механизм информирования старшего поколения о случаях мошенничества, а также предлагают ужесточить наказание за подобные случаи в отношении пожилых людей.
Руководитель региональной общественной приемной, координатор партийного проекта «Старшее поколение» в Рязанской области Татьяна Панфилова рассказала о многочисленных обращениях пожилых людей, которые хотят вернуть свои деньги после получения разного рода сомнительных услуг.
– К сожалению, мы часто не классифицируем эти случаи как мошенничество, тем не менее, обманутые люди не получают достаточно информации и не сознают, что заключают договоры на невыгодных условиях, – подчеркнула Татьяна Панфилова.
Целая группа пенсионеров, пришедших в общественную приемную, пострадала, заключив договор на медицинское обслуживание в ООО «Центр восстановительной косметологии «Результат+». Вот что рассказала одна из них:
– Меня пригласили в клинику. Сказали, что диагностика бесплатная. Водили по разным кабинетам, сделали компьютерную диагностику. В результате сообщили, что организм зашлакован, сосуды в плохом состоянии, вены опухшие. Диагноз – опасность инсульта, инфаркта. Затем предложили провести криогенную процедуру, массаж воротниковой зоны. Три часа мне рассказывали о том, как будут лечить. Я объяснила, что лишних денег у меня нет, живу на одну пенсию. Тем не менее, меня склонили подписать договор, будто бы на льготных условиях. Что там было, я не читала, так как не захватила с собой очки. Оказалось, что сумма договора на лечение – 100 тысяч рублей, и сразу там же мне оформили кредит в банке «Ренессанс Кредит». После этого я несколько дней не могла спокойно спать, сильно нервничала. Снова пошла в клинику и сказала, что хочу расторгнуть договор. Напугала их прокуратурой. С большим трудом удалось отделаться от мошенников.
– Мы уже помогли двум женщинам старшего возраста расторгнуть договор с Центром «Результат+», – сказал директор Рязанского центра медиации и права, занимающегося несудебным разрешением споров, юрист Самир Гараев. – Но здесь присутствуют еще несколько человек, которые тоже хотят расторгнуть подобные договоры и вернуть уже заплаченные деньги. Будем им помогать. Как работает эта система? Представители клиники каким-то образом узнают имена и телефоны пенсионеров и потом настойчиво звонят им и приглашают на лечение.
Пенсионеры, которые попались «на удочку» Центра, рассказали, что 100 тысяч рублей им предлагали заплатить за несколько медицинских процедур, занятия в клинике и, конечно же, за ненужные БАДы. А поскольку уже в первое посещение проводились процедуры, для расторжения договоров требовали немалые суммы. При этом ссылались, что работают якобы по государственной программе, программе Президента РФ «Здоровая нация». По 3-4 часа обрабатывают психологически, пока потерявшие всякую бдительность, вконец измотанные, уставшие пенсионеры не подписывают готовые кредитные договоры.
– Они требуют отключить мобильный телефон, сменяясь, ведут бесконечные разговоры, потом обязательно проводят по длинным коридорам, заводят в разные комнаты и показывают аппаратуру, применяют методы внушения.
На заседание «круглого стола» был приглашен юрист ООО «Результат+», который попытался отмести все высказанные претензии:
– Наша фирма работает в Рязани с 2014 года. Никаких нарушений законодательства у нас нет. Никто не заставляет людей подписывать договоры. Мы не отказываем желающим расторгнуть договоры, но вначале им нужно заплатить за проведенные процедуры, анализы и диагностику. У нас имеются необходимые лицензии на все виды применяемых медицинских услуг. Что касается цен, то никакие государственные органы не вправе навязывать нам свои тарифы.
Почему клиентам не предлагают перед проведением процедур и взятием анализов в обязательном порядке подписать информированное согласие? – поинтересовались участники заседания. Вызывает большое сомнение и качество оказываемых услуг. Почему пациентам старшего возраста проводят генетический анализ, который им совершенно не нужен, а стоит крайне дорого? Вопросов к руководителям Центра имеется немало.
В заседании «круглого стола» принял участие начальник отдела управления уголовного розыска УМВД России по Рязанской области Дмитрий Захаров. Он предоставил статистические данные по делам, потерпевшими в которых стали граждане пенсионного возраста. В 2016 году в Рязанской области жертвами краж, грабежей, мошенничества стали 535 граждан старше 60 лет. Понятно, что речь идет только о людях, заявивших о преступлении. За три месяца 2017 года в отношении пожилых граждан зарегистрировано 138 преступлений.
Как поведут себя сотрудники УМВД в отношении сообщенных фактов о заманивании клиентов в ООО «Результат+»? – поинтересовались участники «круглого стола».
– Мы работаем непосредственно с мошенниками, – объяснил Дмитрий Захаров. – А в отношении ООО «Результат+» мы не можем применить никаких мер. Доказать мошенничество в данном случае нереально. Работает эта фирма по лицензии, значит законно. А поступают они по совести или нет, это нельзя оценить с точки зрения закона. Вообще, на работников клиники поступают одиночные жалобы. Пока нет превышения «критической массы» обманутых, нет и оснований для нашего вмешательства.
Такое безразличие полицейских озадачило участников заседания.
– Я категорически не согласна с сотрудниками УМВД, – возмутилась депутат Татьяна Гусева. – Вы расписываетесь в своей беспомощности. Работники клиники ведут агрессивный маркетинг, обрабатывают пожилых людей по четыре часа, вынуждают их подписывать заготовленные договоры. А вы не принимаете никаких мер. И почему вы говорите о пострадавших людях как о «критической массе»? Вам что, недостаточно явных нарушений закона? Сотрудники клиники, например, нарушают закон о персональных данных. Где-то они достают и без разрешения используют имена и телефоны пенсионеров. Правоохранительным органам пора принимать самые суровые меры против мошенников, которых становится все больше, и обмана пожилых людей.
Председатель РРО «Союз пенсионеров» Галина Воробьева обратила внимание, что сплошь и рядом мошенники действуют под видом социальных работников, сотрудников пенсионного фонда и других государственных учреждений или коммунальных служб.
Татьяна Панфилова сообщила, что в общественной приемной бесплатно оказывают юридическую помощь всем, кто пострадал от мошенников или хочет расторгнуть договор, который им навязали обманным путем.
Директор школы №47 Ольга Донцова предложила разработать специальные памятки для пенсионеров по защите от возможных случаев мошенничества. В свою очередь Самир Гараев предложил совместно проводить «круглые столы» по проблемам обманутых пожилых людей, а также лекции для них с информацией о том, как действовать в подобных случаях.
Подводя итоги, Александр Ачалов подчеркнул, что все предложения будут обобщены. Он предложил привлекать общественные и молодежные организации, волонтеров с целью информирования старшего поколения о случаях мошенничества.
Участники «круглого стола» решили обратиться в Росздравнадзор, Роспотребнадзор, УМВД и прокуратуру с просьбой провести проверки ООО «Результат+».
Татьяна Панфилова предупредила, что ситуация с Центром «Результат+» будет находиться на контроле общественной приемной.
Рязанская ТПП