30 июня в Кузбасской ТПП состоялся круглый стол «Реформа контрольно-надзорной деятельности: на пути к новому закону».
На дискуссионное обсуждение был вынесен проект федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации», который разработан Минэкономразвития России совместно с экспертным советом при Правительстве РФ.
Как отметила во вступительном слове Марина Шавгулидзе, генеральный директор Кузбасской ТПП, данный законопроект (а это уже его шестая версия) разработан в рамках поручений Президента РФ с целью снижения давления на бизнес и введения принципа прозрачности инструментов и форм контроля (надзора). Если он будет принят, уточнила она, то призван реформировать и систематизировать контрольно-надзорную деятельность, в которой важное место отводится риск-ориентированному подходу. Напомним, риск-ориентированный подход основан преимущественно на использовании аналитических инструментов надзора и контроля, выступает альтернативой административной модели.
Эллада Балаян, доцент кафедры государственного и административного права КемГУ, к.ю.н., проанализировала теоретические аспекты риск-ориентированного подхода, сравнив действие этой модели в законодательстве европейских стран и назвав сферы, где она используется и дает результаты, а также обозначив вопросы, которые вызывают сомнение. В целом же, по её мнению, введение риск-ориентированного подхода, при ряде положительных факторов, требует дифференцированного характера в зависимости от сфер контроля и надзора.
Резко отрицательную оценку законопроекту дал Андрей Переладов, сопредседатель Коллегии адвокатов «Регионсервис», указав, что в нем увеличен объем контроля по отношению к бизнесу, и он вступает в противоречие к 294 федеральному закону, защищающему права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора).
Во многих надзорных и контрольных органах, как было завялено в ходе обсуждения, на основании внутренних методических рекомендаций активно вводится риск-ориентированная модель, пересматриваются показатели, формируются информационные базы. Об использовании этой модели в ведомствах Кемеровской области рассказали Александр Филиппов, начальник управления надзорной деятельности ГУ МЧС России, Елена Парамонова, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора, Вадим Короткевич, начальник управления государственного автодорожного надзора.
Вопросы контроля в сфере охраны труда в связи с законопроектом были проанализированы Евгением Степиным, начальником департамента труда и занятости населения Кемеровской области. В частности, спикер отметил: «Кузбасс – область с большим сосредоточением опасных и потенциально опасных производств, уровень травматизма и профессиональных заболеваний у нас выше общероссийского. Система оценки и управления рисками, действующая в сфере охраны труда с 2007 года, дает свои результаты».
Евгений Иванович также обратил внимание, что в законопроекте есть статья о режиме постоянного контроля, когда представитель проверяющей организации должен постоянно присутствовать на представляющих опасность объектах. Насколько это целесообразно и выполнимо, по его мнению, достаточно сложно сказать. Он также поставил вопрос о необходимости равномерного распределения полномочий контроля. Пока же в законопроекте 156 контрольных функций оставлено за Российской Федерацией, 44 – за субъектами РФ, 14 – за муниципалитетами.
Владимир Шиманович, начальник по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Кемеровской области, выразил сомнение в возможности унификации контрольно-надзорной деятельности для всех органов. В этой связи он привел пример: «После принятия 294 закона для всех органов контроля произошло следующее. В дальнейшем как в сам закон начали вноситься изменения с оговорками, так и в профильные законы, положения об органах контроля, где стали предусматривать свою специфику, в некоторых органах свои основания для проведения проверок. То есть разные виды контроля стали выводиться из-под действия этого закона». Поэтому, по его мнению, данный законопроект вполне может повторить судьбу предыдущего закона.
Как отметила Марина Шавгулидзе, подводя итоги, к этому законопроекту достаточно много замечаний, и Кузбасская ТПП будет отслеживать его дальнейшее движение, взаимодействуя в этих вопросах с ТПП РФ, также намерена использовать такой инструмент, как оценка регулирующего воздействия.
Кузбасская ТПП