Что даст бизнесу появление в России единого института развития малого и среднего предпринимательства?

Главная

Что даст бизнесу появление в России единого института развития малого и среднего предпринимательства?

Одним из ключевых решений по итогам заседания Государственного совета в апреле 2015 года стало поручение Президента РФ о создании единого института развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на базе акционерного общества «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» и акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства».

Целью появления новой организации является «оказание финансовой, юридической, методической и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства». В ходе подготовки к заседанию Госсовета отмечалось, что необходимо объединить существующие разрозненные меры поддержки бизнеса, существующие в стране на сегодняшний день, и консолидировать их усилия. 

ТПП РФ отмечает своевременность и актуальность создания государственного института развития МСП с наделением его функций единого центра финансово-кредитной поддержки, обеспечения встраивания малого бизнеса в производственные цепочки крупных государственных компаний, координации деятельности организаций инфраструктуры поддержки бизнеса, реализации проектов по популяризации предпринимательства.

В рамках Всероссийской конференции «Малый и средний бизнес: стратегия прорыва» создание нового института прокомментировал генеральный директор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства Александр Браверман. По его словам, в настоящий момент создана экспертная группа, которая вырабатывает направления работы нового института: доступ МСП к финансированию, поддержка в сфере закупок и встраивание МСП в производственно-сбытовые цепочки, правовая поддержка и информационное обеспечение.

Традиционно, в секторе малого и среднего бизнеса едва ли не самым острым является вопрос финансирования: по разным причинам предприятиям приходится соглашаться на жесткие условия получения средств. Эту проблему призваны решить организации – учредители, а именно МСП Банк и Агентство кредитных гарантий. Ожидается, что совместными усилиями они смогут предложить субъектам МСП более простые, согласованные и выгодные механизмы доступа к финансовым ресурсам.

Не секрет, что с недавнего времени существует установленная законодательством квота участия малого и среднего бизнеса в закупках компаний с государственным участием – 18%. Однако, как показывает практика, взаимодействие крупных госпредприятий с малыми и средними компаниями требует выработки дополнительных мер и практических механизмов. У обеих сторон имеются предложения друг к другу.

Крупный бизнес хочет гарантий качественных и надежных поставок точно в срок. С этой точки зрения часто можно слышать жалобы госкомпаний на недостаток компетенции со стороны малого бизнеса. Сами предприниматели, в свою очередь, сетуют на отсутствие возможности ознакомиться с технической документацией заказчика, а также на слишком «короткие» контракты, в которые длительный и дорогостоящий процесс высокотехнологичного производства просто не вписывается. 

Эти проблемы в настоящий момент озвучены и прорабатываются. Задачей института развития МСП станет выработка практических механизмов включения малого и среднего бизнеса в производственно-сбытовые цепочки крупных предприятий на условиях, выгодных для всех участников контрактов. 

Следующее направление работы нового института – информационное обеспечение бизнеса, в том числе, на тему рыночной конъюнктуры. 

Сегодня многие хотят открыть свое дело, но не имеют в распоряжении полноценной маркетинговой информацией. Чем заниматься: открытием автомастерских? Курсов языков или детских садов? Торговлей или ресторанами? Сегодня весьма распространено такое явление как продажа готового бизнеса: например, торговля (с базой поставщиков, персоналом, транспортным обеспечением и так далее). Но вдруг этот рынок занят? А рынок автомастерских открыт? Эти вопросы напрямую влияют на успех запланированного проекта, и у предпринимателя должна быть в доступе исчерпывающая информация о состоянии рынка. Возможно, информационная поддержка будет базироваться на сети многофункциональных центров, которые созданы в регионах, но окончательного решения по этому вопросу пока нет.

Кроме того, как подчеркнул Александр Браверман, отдельное внимание планируется уделить правовому сопровождению малого бизнеса.

Как видно, работа предстоит обширная и непростая. В таких условиях сложно прогнозировать сроки начала работы нового органа. Однако, по предварительным оценкам, стартовать проект может уже в начале 2016 года.

С точки зрения ТПП РФ, согласованность действий органов власти всех уровней, субъектов поддержки сектора МСП – одно из важнейших условий планомерного движения в направлении развития малого и среднего бизнеса в России. 

Департамент предпринимательства и услуг, Л.Боровая