Торгово-промышленной палатой Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации» (далее – законопроект), подготовленный Минэкономразвития России.
Палата в целом поддерживает необходимость внесения изменений в действующее законодательство в сфере государственного контроля (надзора), но представила ряд замечания и предложений по законопроекту.
На всех этапах работы над законопроектом ТПП РФ поддерживала базовые положения о:
- введении риск-ориентированного подхода и альтернативных государственному контролю рыночных механизмов регулирования (СРО, добровольное подтверждение соответствия, страхование);
- обеспечении открытости информации о рисках и путях их устранения;
- актуализации, систематизации и раскрытии обязательных требований к бизнесу на Едином портале;
- введении института профилактических мероприятий.
Особое внимание Палата уделяет «отслеживанию» того, чтобы при реформировании законодательства не были утрачены те реально работающие механизмы, которые гарантировали бы бизнесу защиту от произвола проверяющих.
К сожалению, при переносе базовых положений 294-ФЗ в законопроект изменились формулировки, в результате чего ряд оснований признания недействительности проверок, связанных с нарушениями процессуальных норм проверяющими, просто выпал.
По итогам рассмотрения проекта федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации», подготовленного Минэкономразвития России палата сформулировала и направила в Адрес разработчика более 20 замечаний предложений.
Среди них корректировка и расширение перечня оснований признания недействительности проверок.
По мнению ТПП России к таким основаниям следует отнести:
- невнесение информации о проверке в Единый реестр;
- неиспользование контрольных списков вопросов (проверочных листов), в случаях, установленных законодательством.
В противном случае есть риски, что эти инструменты просто не заработают.
Замечания касаются также:
- нечеткости разделения понятий «контроль» и «надзор»;
- выведения из сферы регулирования законом отношений, являющихся предметом регулирования уголовного и уголовно-процессуального законодательства;
- необходимости выработки защитных механизмов для бизнеса при проведении административных расследований;
- конкретизации периодичности плановых проверок;
- уточнения механизмов оценки рисков;
- исключения «повторных проверок» (новое понятие наряду с «плановыми», «внеплановыми», «выездными», «камеральными» проверками) по одному и тому же предмету в отношении одного и того же лица;
- расширения перечня внеплановых проверок, подлежащих согласованию с органами прокуратуры.
Департамент предпринимательства и услуг