РГ. Уходящий год ознаменован важными изменениями в сфере ГЧП. Какие перспективы у сотрудничества власти и бизнеса в будущем году, "РГБ" рассказал председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев.
- Какие события 2015 года оказали наибольшее влияние на развитие рынка ГЧП в России?
- Несомненно, ключевым событием является принятие федерального закона о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. С марта 2013 года закон "гулял" в стенах Госдумы. За это время он претерпел множество изменений и превратился в глубоко проработанный документ, учитывающий мнения ведущих экспертов в сфере ГЧП и отраслевую специфику. С 1 января закон вступит в силу, и это непременно станет импульсом для запуска новых проектов.
Также нельзя не отметить вступление в 2015 году в силу ряда революционных поправок в концессионное законодательство, благодаря которым сегодня можно с уверенностью сказать, что 115-ФЗ стал максимально практикоориентирован и стимулирует как публичных, так и частных партнеров к реализации инфраструктурных проектов посредством концессии.
- Эти нововведения сказались на росте числа концессий?
- В 2015 году, по официальным данным портала torgi.gov.ru, появилось более тысячи новых концессионных проектов. Сейчас они находятся в различных стадиях конкурсных процедур и коммерческого закрытия, при этом большинство проектов в сфере коммунальной инфраструктуры. Это в том числе обусловлено изменениями в отраслевом законодательстве и организационной работой, которую проводит Минстрой России по организации процесса передачи предприятий коммунальной сферы в концессию. Также взрывной рост числа проектов обеспечила как раз таки поправка, связанная с возможностью рассмотрения публично-правовыми образованиями частных концессионных инициатив. Эта норма вступила в силу только в мае, но уже сейчас официально направлены в органы исполнительной власти более 150 предложений инвесторов. Частная инициатива хороший способ сократить расходы публичной стороны на подготовку проекта, а с точки зрения инвестора - шанс первым предложить комфортные условия партнерства.
Еще одно важное нововведение концессионного законодательства - распространение платы концедента на все виды объектов, а не только на автодороги, как это было ранее. Сейчас с использованием этого механизма структурируется ряд крупных проектов, например, создание онкорадиологических центров в подмосковных Балашихе и Подольске, где инструмент платы концедента будет использоваться в случае недостижения запланированного концессионером дохода. Также инструмент платы концедента популярен в проектах создания систем фото- и видеофиксации нарушений ПДД и организации весогабаритного контроля. По федеральному концессионному проекту "12-тонники" как раз предусмотрены соответствующие платежи в течение срока эксплуатации системы.
- Какие еще события уходящего года можете отметить?
- В качестве нового важного механизма, стимулирующего реализацию инфраструктурных проектов, хотел бы назвать запуск программы поддержки инвестпроектов. Благодаря ей стало возможным получение льготного финансирования под реализацию инфраструктурных проектов. На сегодня ставка составляет около 9%. За 2015 год появились десятки проектов, получивших финансирование на льготных условиях, это как крупные федеральные проекты, так и менее масштабные, но не менее значимые проекты регионального уровня.
- В каких отраслях положительные тенденции?
- В первую очередь отмечу, что с января 2014 года по декабрь 2015-го было объявлено 1567 конкурсов на право заключения концессионных соглашений и соглашений о ГЧП в рамках регионального законодательства. При этом более 550 из них признаны несостоявшимися. В первую очередь такая тенденция говорит о недостаточной проработке проектов при вынесении их на конкурс. Среди отраслей традиционно лидируют энергетика и коммунальный сектор - 514 проектов в сфере водоснабжения и водоотведения и 444 проекта в сфере производства, передачи и распределения тепловой и электрической энергии. Дальше идет социальная сфера - 40 проектов, причем лидируют социальные объекты - 17 проектов за 2015 год. В транспортной сфере 12 новых проектов, среди которых фотовидеофиксация, весогабаритный контроль и строительство дорог и объектов дорожной инфраструктуры.
- Что ждет рынок ГЧП в 2016 году?
- Он продолжит динамичное развитие.
По итогам года общий объем частных инвестиций в проекты ГЧП превысит 3 трлн руб., а количество проектов, по которым будет достигнуто коммерческое закрытие, перевалит за 800. Это будет в первую очередь обусловлено тем, что концессионные соглашения для развития муниципальной инфраструктуры станут ведущей формой привлечения частных инвестиций. Также важный компонент, насколько быстро рынок "привыкнет" к новому закону о ГЧП и создаваемой вокруг него нормативно-правовой базе. Первые проекты будут инициированы и запущены в III-IV квартале и пройдут конкурсные процедуры или в конце года, или уже в 2017-м.
Важно также отметить совершенствование законодательства - ожидается, что в коммунальной отрасли третьей стороной по концессионному соглашению в муниципальных проектах будет выступать регион, что позволит обеспечить более стабильную финансовую и организационную структуру проектов. Еще одной из ожидаемых новелл является возможность использования средств Федерального дорожного фонда для софинансирования региональных проектов ГЧП. Сейчас порядок предоставления бюджетных ассигнований разрабатывается в минтрансе, и на возможность привлечения этих средств рассчитывают уже несколько регионов, в которых инициированы крупные автодорожные проекты - Хабаровский край, Республика Коми, Новосибирская область. Нельзя также не отметить усилий, которые прикладываются для расширения практики применения концессионных соглашений в здравоохранении - вслед за первой федеральной концессией в Новосибирске готовится ряд новых проектов федерального масштаба, для реализации которых сейчас прорабатывается вопрос возможности участия организаций, осуществляющих оперативное управление объектом инфраструктуры на стороне концедента при подписании концессионного соглашения. Такие меры позволят более качественно подойти к вопросу структурирования проектов и обеспечить более системное развитие сферы ГЧП.
В 2016 году ожидается подписание концессионных соглашений и финансовое закрытие крупных инфраструктурных проектов, которые были запущены в этом году. Так, например, сейчас в стадии конкурсных процедур находится проект реконструкции сети трамвайных путей в Санкт-Петербурге, а также создания крупного реабилитационного центра в Ленинградской области.
- Какие еще тренды наступающего года можете обозначить?
- Рынок ждет вступления в силу федерального закона, минэкономразвития донастраивает необходимую подзаконную базу, регионы приводят в соответствие собственную нормативку. В ряде субъектов уже готовы перечни проектов, запуск которых намечен именно по федеральному закону. Но о чем необходимо задуматься? Число проектов растет и будет расти, с количеством также растет их разнообразие и сложность. Если раньше они запускались "в ручном режиме", то сегодня их подготовка требует особого внимания и больших компетенций. Возникают случаи, когда из-за недостаточной проработки проектов ГЧП применяется там, где эффективнее было бы использовать госзакупки. Также есть примеры, когда из-за недостаточной информационной открытости и отсутствия независимой экспертизы на стадии подготовки проекта, при запуске в эксплуатацию возникает повышенное "негативное" внимание к проекту со стороны общественности и СМИ. Чтобы избежать таких ситуаций, важно на стадии разработки и объявления конкурса предусмотреть экспертное обсуждение. Также мы продолжим совместную работу с Общероссийским народным фронтом по проведению независимой экспертизы проектов, важно, чтобы она стала обязательна и повсеместна - проекты ГЧП должны быть максимально публичны и информационно открыты, поскольку качество создаваемых объектов инфраструктуры, качество предоставляемых услуг - это уровень жизни граждан страны.