Квота закупок у малого и среднего бизнеса: промежуточные итоги и перспективы

Главная

Квота закупок у малого и среднего бизнеса: промежуточные итоги и перспективы

Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием обсудили на заседании рабочей группы 2 ноября 2015 года в АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

Максим Чемерисов, директор департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития РФ, представил отчет за октябрь 2015 года о ходе реализации мероприятий дорожной карты «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» (далее – дорожная карта). В завершении была дана положительная оценка реализации дорожной карты. Как отметил Максим Чемерисов, объем закупок, осуществляемый у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП), составляет 23%.

Возможность предоставления авансирования в размере не менее 30% суммы договора СМСП – участникам программ партнерства предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года «1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», вступившим в силу с 1 июля 2015 года. В настоящее время три крупные компании (ПАО «Газпром», ПАО «Россети», ГК «Автодор») включили в программы партнерства условие о предоставлении авансирования в размере 30% от суммы договора участникам программы партнерства при проведении закупок для СМСП.

В целях реализации Федерального закона от 29 июня 2015 года №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Минэкономразвития России внесло на рассмотрение Правительства Постановление от 29 октября 2015 года №1169. Данным постановлением установлен порядок проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств требованиям российского законодательства, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке. 

Из проблемных аспектов было обозначено, что не все акционерные общества исполнили директивы Правительства РФ: в более половине таких компаний не созданы совещательные органы, не внесли соответствующие изменения в положение о закупках и иные распорядительные документы заказчика и др.

Присутствующие высказались о необходимости обеспечения участия представителей общественных организаций бизнес объединений в совещательных органах, издать бюллетень с анализом наиболее успешных практик.

Члены рабочей группы также обсудили разработку новых мероприятий в план мероприятий («дорожную карту») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием». 

Артем Лобов, заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, рассказал о поручении первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова, пункт 3, части III Протокола совещания от 9 октября 2015 г. № ИШ-П13-71пр. В частности речь идет о предложении ввести обязанность для крупного бизнеса осуществлять закупки товаров на сумму не менее чем 10% от суммарной выручки от реализации товаров за предшествующий календарный год у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Представитель ФАС России отметил, что данный законопроект будет предметом общественных слушаний. В настоящее время уже поступают письма от общественных организаций по данному нововведению. Вся поступающая информация и предложения будут проанализированы, по итогам будет принято окончательное решение. Он уточнил, что расчет суммарного объема доли предполагается не от первоначально заявленного размера выручки за предшествующий календарный год, а от объема закупок. По аналогии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» планируется установить исключения (оборона, безопасность, государственная тайна, естественные монополии).
 
Андрей Кашутин, член Комитета ТПП РФ по развитию систем закупок, первый заместитель генерального директора АО Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП) высказался о преждевременности введения такой обязанности в текущей экономической ситуации.
 
Наталья Коваленко, заместитель директора Департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ отметила: «В настоящее время в проекте стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года отсутствуют положения, предполагающие развитие кооперации МСП и крупного бизнеса путем введения императивной нормы. В указанном проекте стратегии планирует продолжить работу по расширению участия малых и средних предприятий в закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Представляется целесообразным обеспечить в первую очередь расширение доли участия МСП в закупках государственных компаний. Дальнейшее расширение доступа МСП к закупкам через квоту для частных крупных компаний представляется требует дополнительной проработки, в том числе в целях обеспечения гарантии свободы экономической деятельности».

Департамент предпринимательства и услуг, О.Андрюхина

Фотогалерея