Алексей Вялкин: инструмент ГЧП может решить проблему инфраструктурной обеспеченности

Главная

Алексей Вялкин: инструмент ГЧП может решить проблему инфраструктурной обеспеченности

ТПП-Информ. В конце мая состоится ежегодный Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2014), но уже сегодня в преддверии форума эксперты обсуждают проблематику ключевых тем. Одной из них станет тема «Государство и бизнес. От контрагентов к полноправному партнерству». Реализация значимых проектов, которые создают новые экономические возможности (развитие инфраструктуры, повышение качества образования и квалификации работников, стимулирование исследований научных и разработок или улучшение делового и инвестиционного климата), все чаще требует тесного взаимодействия государства и частного сектора.

В каких ключевых областях государственно-частное партнерство (ГЧП)сможет обеспечить устойчивый рост и создание рабочих мест? Какие модели государственно-частного сотрудничества оказались наиболее эффективными и в каких сферах требуется применение новых моделей взаимодействия? Свою экспертную оценку для ТПП-Информ дает директор департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексей Вялкин.

– Первое. В отличие от других рыночных стран в России нет крупных рыночных денежных фондов, особенно фондов «длинных» инвестиционных денег – накопительных пенсий, страховых активов, паевых фондов. Суммарный объем всех этих фондов составляет менее десятой части банковских активов, и они не могут служить значительным источником внешнего финансирования экономического роста. Поэтому сегодня надежда лишь на финансирование экономического роста со стороны банков.

В среднесрочной перспективе нам не обойтись без крупных рыночных фондов «длинных» денег, которые давно работают в других рыночных странах.

Можно надеяться, что лет через 10–15 накопленные объемы этих фондов возрастут до размеров, когда можно будет у них заимствовать существенную часть инвестиций в основной капитал.

Проектное финансирование необходимо для создания новых предприятий, прежде всего инновационных. Существующее государственное регулирование не позволяет в полной мере осуществлять проектное финансирование, то есть использовать в качестве залога не те активы, которые существуют, а те, которые будут приобретены и созданы в результате реализации проекта (будущего оборудования, будущего недвижимого имущества, будущей продукции, будущей интеллектуальной собственности и т. п.).

Отсутствие указанного механизма существенно затрудняет развитие малого и среднего бизнеса, особенно на стадии стартапов, стимулирует экспорт российской интеллектуальной собственности за рубеж.

Второе. Изменчивость налогообложения и других форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является серьезным фактором, повышающим риск инвестиционной деятельности и демотивирующим бизнес к осуществлению долгосрочных инвестиций.

Так, если установленные в бизнес-плане финансовые показатели проекта до изменения условий государственного регулирования будут отличаться от реальных, кредитная организация, у которой получены кредитные средства для реализации инвестиционного проекта, может быть вынуждена применить процедуру банкротства.

Указанная ситуация может сделать невозможным реализацию уже начатого инвестиционного проекта. Таким образом, практика изменений условий государственного регулирования создает излишние риски для ведения инвестиционной деятельности и существенно снижает привлекательность долгосрочных проектов, в том числе инфраструктурных. Это негативно сказывается на всем социально-экономическом развитии Российской Федерации и ее безопасности.

Во многих странах созданы законодательные условия, при которых режим государственного регулирования не может быть ухудшен для инвестиционного проекта, срок окупаемости которого не наступил («дедушкина оговорка»). Однако эта практика в Российской Федерации не используется. Режимы регулирования, требования к бизнесу изменяются настолько часто, что риск долгосрочных инвестиций стал чрезмерным. Таким образом, отсутствие стабильности условий регулирования ограничивают возможности реализации инвестиционных проектов средне- и долгосрочного характера, что сдерживает рост экономики Российской Федерации и является потенциальной угрозой.

Третье. В России начинают развиваться механизмы государственно-частного партнерства. Проекты ГЧП есть, но результаты могли бы быть куда более впечатляющими. При создании необходимых правовых условий бизнес сможет эффективно функционировать там, где одних государственных средств для достижения нужного уровня развития недостаточно. Прежде всего это касается инфраструктурных проектов.

Практика государственно-частного партнерства хорошо зарекомендовала себя во многих странах.

Благодаря ГЧП целый ряд государств развили дорожную систему, построили промышленные предприятия и другие объекты, доказав, что партнерство государства и частного капитала способно решать и уникальные задачи.

Можно констатировать, что государственно-частное партнерство обеспечивает не только приток инвестиций в социально значимые проекты, но и повышает их эффективность благодаря прагматичному и эффективному подходу к управленческим решениям, улучшению системы отчетности по проекту, усилению конкуренции, снижению коррупционной составляющей.

На рассмотрении Государственной Думы ФС РФ находится проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». ТПП РФ в целом поддерживает указанный законопроект.

Помимо принятия указанного выше законопроекта для распространения практик ГЧП необходимо будет совершенствовать законодательную базу на уровне субъектов, обучать кадры для работы с ГЧП, создавать информационно-аналитические центры, подбирать проекты, проводить отбор частных партнеров и обеспечивать открытость проектов. Комитетом ТПП РФ по ГЧП подготавливаются системные предложения по распространению в Российской Федерации механизмов государственно-частного партнерства.

Инструмент ГЧП может решить проблему плохой инфраструктурной обеспеченности, но по своей природе несет множество рисков: от неполного его использования (например, ограничения рамками концессионных соглашений) до нецелевого использования государственной и муниципальной собственности.

В связи с этим необходим акцент на обеспечении открытости проектов, прозрачности проведения конкурсов и оценки результатов проектов, а также изучении и распространении лучших практик ГЧП.