нной палате Российской Федерации состоялось заседание Совета и Попечительского совета Благотворительного фонда ТПП РФ «Центр помощи беспризорным детям».
Открыл заседание Президент Фонда, Президент ТПП РФ Е.М. Примаков. В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Совета и Попечительского совета Благотворительного фонда ТПП РФ «Центр помощи беспризорным детям».
Открывая заседание, Президент Фонда, Президент ТПП РФ Е.М. Примаков, в частности, заявил:
«Период становления Фонда закончен. Необходимость создания Фонда, безусловно, существует. Мы все понимаем насколько важно для нашей страны, общества, населения, государства решить проблему поддержки детей, которые не имеют своей семьи».
«Наше предпринимательское сообщество должно понимать, что быть локомотивом развития общества, значится таким локомотивом, играть такую роль, занимать такую позицию не так просто. И важно не только думать об экономической стороне, нужно думать и о социальной ответственности», - подчеркнул он.
Е.М. Примаков отметил, что Фонд не занимается предпринимательской деятельностью, при этом в бюджет Фонда ежегодно на постоянной добровольной основе поступают значительные средства из основных предприятий ТПП РФ – ОАО «Центр международной торговли» и ЗАО «Экспоцентр».
В этой связи, Глава ТПП РФ заявил: «Умереть Фонд не может».
Е.М. Примаков представил основные принципы работы Фонда. Так, было выделено: во-первых, что Фонд в основном поддерживает детские дома, приобретенными на бюджетные средства Фонда, предметами быта, техникой, одеждой и так далее; во-вторых, полная прозрачность деятельности Фонда.
С основным докладом «Отчет о работе Фонда за 2003 год» выступил генеральный директор Фонда Е.Б. Комаров.
Образованный в марте 2002 года Фонд, как негосударственная некоммерческая организация, оказывает посильную адресную помощь наиболее нуждающимся детским учреждениям страны, независимо от ведомственной подчиненности, в которых живут и воспитываются бывшие беспризорники: дети-сироты и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Бюджет Фонда формируется благотворителями исключительно за счет добровольных пожертвований денежных средств и материальных ценностей. Незыблемым условием был и остается запрет на коммерциализацию Фонда в любых ее проявлениях. Именно с учетом этих принципов Дирекция строит свою работу.
Сегодня совершенно очевидно, что в нынешних экономических условиях государству вряд ли под силу самостоятельно обеспечить все потребности сиротских учреждений только за счет бюджета. Для этого нужны иные источники финансирования, возможность появления которых продиктована возрастающей социальной ответственностью бизнеса в условиях перехода экономики к рыночным отношениям. Не случайно на заседании Правления ТПП РФ, которое состоялось 23 декабря 2003г. с участием Президента страны В.В.Путина, был рассмотрен вопрос «О социальной ответственности бизнеса в современной России». В ходе заседания были изложены основные положения, способствующие повышению социальной активности предпринимателей всех уровней, включая их участие в благотворительной деятельности, которая находится в крайне хаотичном, неупорядоченном состоянии. Принятый Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», несомненно, сыграл важную роль на начальном этапе российской капиталистической благотворительности. Однако, если не пойти дальше и не внести поправки в существующее законодательство страны, то этот наиважнейший подвид социальной активности вряд ли получит свое дальнейшее развитие.
Мы на практике столкнулись с существующим стереотипом мышления о благотворительных фондах, как о структурах, образованных во имя личного обогащения их создателей. Вероятно, по этой причине многие потенциальные благотворители в ответ на наше приглашение к сотрудничеству изъявили желание, в лучшем случае, напрямую оказывать помощь детским учреждениям по представлению Фонда. Так поступило 000 «Нефтехиминформатика», купив трактор для Красногорской школы-интерната «Агрошкола» Псковской области. Мы готовы и на такие формы сотрудничества, лишь бы оказывалась помощь детям. К сожалению, сдерживающим фактором является отсутствие в действующем законодательстве налоговых послаблений для добровольных жертвователей и мер морального стимулирования их деятельности.
В прошлом году на аналогичном заседании отмечалась готовность Фонда к участию в законотворческой деятельности по созданию правовых условий, обеспечивающих развитие благотворительности.
При непосредственном участии Торгово-промышленной палаты РФ был подготовлен и направлен в Правительство проект закона о введении налоговых послаблений для юридических лиц, осуществляющих благотворительную помощь детским сиротским учреждениям и детям-инвалидам.
Через некоторое время мы получили пространный ответ за подписью заместителя Министра финансов, в котором он подробно сообщал о невозможности принятия данного законопроекта, так как направленность его содержания противоречит всей финансовой политике, осуществляемой Правительством РФ в стране. По меньшей мере, странным выглядит такой ответ высокопоставленного чиновника, хорошо информированного, знающего не на словах, а на деле, что уровень бюджетного финансирования социальной сферы вообще и детских сиротских учреждений в частности, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Поэтому внесение корректив в нормативные акты, касающееся развития благотворительности остается актуальным и весьма необходимым. Мы и впредь будем настойчиво продолжать работу в этом направлении и очень рассчитываем на поддержку и помощь депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, и особенно членов Совета Фонда.
Наряду с созданием налоговых послаблений для развития благотворительности, можно было бы использовать и другие механизмы, способствующие увеличению финансирования проблем детства. Почему бы, например, государству не ввести акцизы на продажу табачных изделий, игральных и гадальных карт, а полученные доходы, в том числе и от игорного бизнеса, направить на нужды детей. Почему бы Министерству природопользования, при отборе участников конкурса для получения лицензий на разработку месторождений полезных ископаемых, не ввести условие обязательного участия конкурсантов в решении проблем обездоленных детей. Вот лишь некоторые предложения, принятие которых могло бы существенно повысить уровень финансирования. Тем более, что эти меры никоим образом не повлияли бы на существующий порядок пополнения доходной части федерального бюджета.
Прошедший год для Фонда был нелегким, особенно первая его половина. Драматизм ситуации состоял в неудовлетворительном формировании бюджета. Направленные письма с приглашением к благотворительности 700 хозяйствующим субъектам существенно не улучшили его доходную часть. Пришлось незамедлительно изыскивать другие пути. Радикальный выход был найден учредителем Фонда - Торгово-промышленной палатой РФ и ее афеллированными структурами - ОАО «Центр международной торговли» и ЗАО «Экспоцентр», принявшими решение о ежегодном перечислении Фонду суммы, эквивалентной пятистам тысячам долларов США. Благодаря этому Фонд получил гарантированный бюджет.
Мы осознавали, что эти средства есть тот минимум, с которого можно было начинать работу, но они не обеспечивали потребность детских учреждений, нужно было активизировать наши действия по пополнению бюджета, используя для этого различные формы и методы. Были внесены коррективы в существующий порядок приглашения к благотворительности. Основной упор был сделан на личные встречи с должностными лицами, имеющими право принятия решения.
Весьма ощутимыми оказались денежные пожертвования, полученные от благотворительного концерта, посвященного Международному Дню защиты детей, проведенного совместно с Правительством Москвы и фондом «Благовест» в Государственном Кремлевском Дворце.
Хочу высказать искреннюю благодарность и признательность за большую помощь и непосредственное участие в подготовке и проведении концерта членам Совета Фонда, Первому заместителю Мэра в Правительстве Москвы Людмиле Ивановне Швецовой и старшему вице-президенту ТПП РФ Борису Николаевичу Пастухову. Мероприятие получилось красочное, зрелищное, по-домашнему теплое и доброе. Особо хочу отметить, что на этом концерте присутствовало более 4,5 тыс. воспитанников детских учреждений Москвы, Московской, Тверской, Ярославской, Калининградской, Владимирской и Рязанской областей. Всех участников этого благотворительного концерта тепло приветствовал в своем обращении Президент России В.В .Путин. Сбор денежных средств от данной акции-концерта составил 4 млн. 400 тыс. рублей.
У нас сложились самые добрые отношения с руководством Государственного Центрального концертного зала «Россия», которое оказывает большое содействие в эстетическом воспитании детей из детдомов, школ-интернатов и приютов. На проводимые ГКЗ «Россия» тематические музыкальные вечера и концерты классической музыки мы получили возможность пригласить воспитанников сиротских учреждений Москвы и близлежащих регионов и обеспечили проведение 10 новогодних елок для тысячи детей из Московской, Тверской, Ивановской, Курской и Ярославской областей.
Определенный вклад в пополнение бюджета Фонда внесли и физические лица. Сотрудники Торгово-промышленной палаты России, к примеру, ежемесячно из своей зарплаты перечисляют в Фонд часть денежных средств. Общий взнос за год составил 254 тыс. рублей.
Важной составляющей частью пополнения бюджета стало взаимодействие с международными гуманитарными организациями. По нашей просьбе американский благотворительный фонд «Бакнер» передал 5,5 тыс.пар обуви, 14,5 тыс.пар носков, на сумму около 1,5 млн.руб., которые былираспределены Фондом в 55 детских учреждений Ивановской, Тамбовской, Ульяновской, Курганской областей.
Разнообразие форм и методов организаторской работы позволило Фонду к концу 2003 года привлечь к сотрудничеству более 100 организаций, перечисливших в общей сложности около 42 млн. рублей. Среди тех, кто внес наибольший вклад в формирование доходной части бюджета ОАО «ЛУКОЙЛ» - 1.5 млн.рублей; коммерческий банк «БИН», некоммерческая организация национальный общественно-научный фонд и компания «Интеррос» по 1млн.руб.; «Инстройпроект ДВИ» - 700 тыс. рублей; «Стройтрансгаз» и Сбербанк России по 500 тыс.руб. Из полученных средств около 16 млн. рублей поступило на счет лишь в конце декабря, поэтому помощь в прошлом году была оказана на сумму около 26 млн. рублей 223 детским сиротским учреждениям 53 регионов страны. Оставшиеся на расчетном счете деньги будут израсходованы в самое ближайшее время текущего года.
В отчетном периоде Фонд работал в рамках трех программ, утвержденных Советом Фонда: «Наш детский дом», «Мы - дети солнца!» и «Помощь социально-реабилитационным центрам 11 городов Российской Федерации». У участников настоящего собрания имеется информация о проделанной работе, поэтому у меня нет необходимости освещать ее более подробно.
Для определения степени нуждаемости Дирекция Фонда проводит паспортизацию детских учреждений, что позволяет нам получать достаточно полную информацию о материально-техническом состоянии каждого детского дома, школы-интерната, приюта или социально-реабилитационного центра, об обеспеченности детей одеждой, обувью, школьным и спортивным инвентарем, о наличии мебели и рационе их питания. При условии письменного подтверждения детским учреждением необходимости приобретения тех или иных материальных ценностей определяется размер и адресность помощи, которая по согласованию с президентом направляется в детские учреждения.
В число передаваемых в дар товаров, как правило, входят:
оборудование для прачечных и кухонь, постельные принадлежности, трактора для сельских детских домов, микроавтобусы. Однако больше всего мы поставляем одежды и обуви, которую сортируем по росту, размерам, моделям и цветовой гамме. При этом самим приходится упаковывать, грузить и отправлять багаж адресату. А если учесть, что на каждую подаренную вещь требуется не менее пяти документов, подтверждающих передачу материальных ценностей, то можно представить объем выполняемых работ. В целях улучшения медицинского обслуживания детей в 35 детских учреждений было поставлено оборудование: для проведения первичного осмотра и физиотерапевтических процедур; для психологической разгрузки детей - сенсорные комнаты, а также тренажеры, спортивно-реабилитационные комплексы и специальная звукоусиливающая аппаратура для слабослышащих и глухих детей. А Межрегиональное общественное движение «Здоровье нации» совместно с компанией «Ново Нордиск» провело обследованиедетей, проживающих в детских учреждениях Республики Татарстан и Ленинградской области на предмет выявления у них скрытых форм сахарного диабета.
Наряду с усилением работы по искоренению детской беспризорности самое пристальное внимание следует уделить укреплению семьи. Практические работники на местах предлагают в целях повышения значимости института брака предоставить право определения статуса «мать-одиночка» и «многодетная мать» муниципальным образованиям, которые владеют достоверной информацией о состоянии каждой семьи.
Остро стоит вопрос законодательного закрепления ответственности родителей за рождение и воспитание детей. Ведь ни для кого не секрет, что некоторые женщины рождение детей поставили на поток, оставляют малышей в роддомах, отказывая им в родительской заботе.
Неблагоприятная обстановка в семье (причем неблагополучие следует рассматривать в двух аспектах: как материальное, так и духовное) побуждает несовершеннолетних уходить из дома, увеличивая число безнадзорных.
Справедливости ради следует отметить, что вопросам безнадзорности детей и подростков в стране уделяется определенное внимание, затрачиваются пусть недостаточные, но все же немалые средства. И если вся деятельность по решению проблемы безнадзорности оказывается малоэффективной, то неизбежно возникает вопрос о том, насколько верна сама стратегия этой деятельности, насколько точно определены ее цели и основные средства их реализации, эффективен ли ведомственный подход к решению проблемы обездоленных детей. Как показала практика, не оказывает должного позитивного воздействия и Межведомственная комиссия по координации деятельности органов власти, общественных объединений по защите детей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Все это вместе взятое порождает вал новых, еще более сложных проблем, решение которых, на наш взгляд, будет возможно только тогда, когда в стране будет принята комплексная государственная политика в отношении несовершеннолетних, т.е. государственная ювенальная (детская) политика.
Не могу умолчать о роли средств массовой информации в решении детской беспризорности. Сегодня как никогда нужен цикл передач на эту тему. Мы со своей стороны готовы на общественных началах оказывать всяческую помощь в подготовке сюжетов и программ на телевизионных каналах и передачах радио. Очень хотелось бы видеть как можно больше хороших передач, которых дети ждут с нетерпением. Общаясь с ними, становится очевидным стремление наших маленьких обездоленных сограждан к светлому и доброму. Им нужно отойти от прошлых тяжелых воспоминаний, в их души необходимо вселить веру и надежду в будущее. Так давайте им поможем в этом.
Нельзя оставить без внимания проблему обучения подростков после детдомовского воспитания. Как правило, большинство ребят идут в профессиональные училища, где получают рабочую специальность. И вот с этого момента у них начинаются проблемы.
Имея рабочую профессию, выпускнику училища, за редким исключением, крайне трудно найти работу по специальности. Нормативно-правовая база регулирования отношений между учреждениями профессионального образования и предприятиями, выступающими в качестве работодателей, отсутствует. Негосударственные предприятия вообще не несут никаких затрат на подготовку рабочих кадров и никакой ответственности за их трудоустройство.
Такое положение нетерпимо. Нужны действенные и эффективные меры по урегулированию отношений между государством, в лице учреждения профессионального образования с одной стороны, и работодателем с другой, в части трудоустройства выпускников, бывших воспитанников детских учреждений. Об этом говорили практически все участники Международной конференции, проведенной нами с американским Фондом «Бакнер» в апреле 2003 года. Полагали бы возможным для наиболее одаренных подростков-выпускников сиротских учреждений устанавливать квоты для поступления в высшие учебные заведения на бюджетное обучение, а мальчиков направлять в соответствующие военные училища силовых министерств.
Подводя итог, хочу еще раз отметить, что несмотря на все сложности и трудности формирования бюджета, идея образования Фонда полностью себя оправдала. Это доказала его практическая деятельность, в результате которой детские учреждения страны дополнительно получили к выделенным государственным ассигнованиям сумму равную приблизительно 1 млн. долларов США. И это не предел. Мы должны и будем стремиться к тому, чтобы размер помощи постоянно возрастал. Именно на решение этой задачи Дирекция Фонда и сосредоточит свое внимание в текущем году.
В заключение хочу высказать слова признательности за неоценимую помощь, которую мы получаем от наших уважаемых членов Совета и Попечительского Совета. Надеюсь, что Вы и впредь будете оказывать нам поддержку. Хочу особо поблагодарить вице-президентов, руководителей департаментов Торгово-промышленной палаты РФ и региональных палат за конкретное участие в решении проблем обездоленного детства.
Подтверждением доклада стало выступление Председателя ревизионной комиссии В.М. Мишина, который представил анализ отчетности Фонда. По его словам, все средства бюджета Фонда были направлены на поддержку детских домов. При этом, он считает, что в виду того, что «Фонд состоялся», для его дальнейшей эффективной работы необходимо увеличить штат сотрудников и площадь офисных помещений.
В ходе состоявшейся дискуссии выступили, в частности: депутат Государственной Думы РФ нового созыва, сопредседатель Попечительского Совета Фонда В.В. Геращенко, Председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин, Ректор МГУ В.А. Садовничий, начальник управления Департамента по делам детей, женщин и семьи Министрества труда РФ М.В. Гордеева, начальник управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования РФ Г.Н. Тростанецкая.
Кроме того, выступили директора детских домов различных областей России, которые единодушно положительно оценили практическую работу Фонда.
Главная
Заседание Совета и Попечительского совета Благотворительного фонда ТПП РФ «Центр помощи беспризорным детям».
29 января 2004г.