«Круглый стол» на тему: «На пути к общему рынку товаров, услуг, капитала и рабочей силы в Беларуси, Казахстане и России»

Главная

«Круглый стол» на тему: «На пути к общему рынку товаров, услуг, капитала и рабочей силы в Беларуси, Казахстане и России»

В Центре международной торговли на Краснопресненской набережной состоялся «круглый стол» на тему: «На пути к общему рынку товаров, услуг, капитала и рабочей силы в Беларуси, Казахстане и России».

Организаторы мероприятия – ТПП РФ, Центр международной торговли и Комитет ТПП РФ по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ.

«Круглый стол» проходил в режиме видеотрансляции в сети Интернет.

Открыл и вел мероприятие вице-президент ТПП РФ Георгий Петров.

Встречи представителей власти и бизнеса – хорошая традиция, сказал он. Формирование единого экономического пространства, первый год работы в условиях Таможенного союза – эти вопросы намечено обсудить за «круглым столом» представителям министерств, ведомств, представителям Секретариата Комиссии Таможенного союза, предпринимателям, подчеркнул Георгий Петров во вступительном слове.

О формировании единого экономического пространства рассказал руководитель Департамента торговой политики Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Владимир Чушкин.

В основе ЕврАзЭС лежит мировая практика создания и функционирования зон свободной торговли и таможенных союзов, сказал он. В декабре 2007 года Беларусь, Казахстан и Россия пришли к решению о необходимости создания Таможенного союза (ТС) и Комиссии ТС – первого наднационального органа, решения которого обязательны на территории всех трех государств. Таможенный союз был создан быстро; если единый рынок Европы строился 36 лет после начала работы по его созданию, то нам для появления Таможенного союза понадобился всего лишь год после подписания соответствующих документов и начала работы. ТС появился 1 января 2010 года. Одна из причин этого – то, что недавно существовал единый экономический комплекс СССР; его раздел был болезненным, принес серьезные экономические потери; естественно, новое объединение по определению гарантирует результативность. По расчетам, ТС в ближайшие десять лет обеспечит увеличение ВВП участников союза до 15 процентов.

Владимир Чушкин рассказал о продвижении трех стран по пути формирования общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Прилагаются усилия по созданию единого энергетического рынка, внедрению единых принципов конкуренции, согласованной валютной политики. Общий рынок товаров и услуг требует от государств - участников ТС взаимного признания лицензий, гармонизации законодательства и общей позиции по поводу третьих стран, совместного развития инфраструктуры, согласованной тарифной политики. Таможенный союз открыт для вступления новых государств; возможно, к нему в недалеком будущем присоединятся Киргизия и Таджикистан. Единое экономическое пространство, по мнению Владимира Чушкина, – это чрезвычайно важная цель, это усиление каждого участника и появление новой силы на экономической сцене мира.

Заместитель директора Департамента формирования  Единого экономического пространства Минэкономразвития РФ Анна Сысоева остановилась на проблемах, которые решаются сегодня. Соглашение о единых правилах конкуренции – это этапный документ.

Но сделать предстоит многое. У нас есть ФАС, и в Казахстане есть антимонопольная служба, а вот белорусам еще предстоит ее создать. Предстоит передать соответствующие функции в наднациональный орган – в Комиссию ТС. Есть случаи нарушений на трансграничных рынках, отметила Сысоева, и это проблема, которую предстоит активно решать.

Много работы в плане интеллектуальной собственности; в этом году следует согласовать создание единой базы по товарным знакам и географическим названиям. Кстати, серьезная проблема – советские товарные знаки – кому они должны принадлежать, раз когда-то были едины на всем советском пространстве? До осени предстоит заключить соглашение о политике валютного контроля. Анна Сысоева особо подчеркнула необходимость активного диалога с бизнесом при подготовке документов в дальнейшее развитие уже заключенных  соглашений. Основное направление – постепенное создание  единого унифицированного законодательства с учетом, естественно, некоторых сугубо национальных моментов.

Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по качеству продукции Олег Розенталь отметил в своем выступлении, что бизнес, особенно малый и средний, плохо информирован о ситуации в ТС и ЕЭП. В России, Беларуси и Казахстане разнятся технические регламенты и оценки соответствия. Также, по его мнению, Россия могла бы учесть опыт других стран ТС при формировании нормативно-правовой базы Союза. Олег Розенталь предложил взять в качестве образца для российских законодателей закон республики Казахстан «Об аккредитации в области оценки соответствия». В РФ устарела база стандартов. Наш закон о техрегулировании изменялся восемь раз, но на качестве техрегламентов это не сказалось. Беларусь в области качества достигла заметных успехов, не пора ли брать с нее пример и России?

Директор Департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ Минэкономразвития России, член Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ Андрей Точин посвятил свое выступление тому, что удалось сделать за прошедший год функционирования ТС, его перспективам.

С 1 января 2010 г. действует единый таможенный тариф, в июле прошлого года вступил в действие Таможенный кодекс. Введено единое таможенно-тарифное регулирование. Комиссии ТС переданы полномочия в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Мы двигались значительно быстрее, чем Европа, сказал Андрей Точин, потому что стартовали со сходных позиций. Андрей Точин особо подчеркнул важность скорейшего создания единой информационной системы для всех контролирующих органов. Необходимо также обеспечить сбор статистики по взаимной торговле со странами ТС. Для этого с 9 марта 2011 г. вводится статистическая форма учета перемещения товаров (она будет находиться на сайте Федеральной таможенной службы (ФТС); в распечатанном виде эта форма должна находиться вместе с остальными документами на товар.

Тему продолжил начальник Аналитического управления ФТС Владимир Ивин. По его словам, сегодня контроль на внутренних границах ТС минимален; на российско-белорусской границе контроль почти на сто процентов условный; на российско-казахской границе грузы более активно контролируются.

С июля 2011г. контроль окончательно будет перенесен на внешние рубежи Таможенного союза. Есть и нежелательные моменты; так, например, резко выросли поставки в РФ с территории Казахстана бахчевых культур и винограда. Они декларируются как казахская продукция, т.е. не проверяется российской таможней, но в таких количествах эти сельхозкультуры в Казахстане просто не выращиваются. Изучение статистики показывает одновременное падение поставок бахчевых и винограда из Узбекистана, Таджикистана; иными словами, в Россию поставляется под видом казахского нелегальный товар из этих стран. Участник дискуссии, член Комитета ТПП РФ по промышленному развитию Татьяна Круглова добавила еще один факт: таким же образом огромное количество китайского лука через Казахстан завозится в Россию. Все эти вопросы решаемы, хотя, безусловно, перенос таможенного контроля на внешнюю границу Казахстана на какое-то время усложнит ситуацию.

Директор Правового департамента Секретариата Комиссии Таможенного союза Наталья Слюсарь рассказала об институциональных основах Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В настоящее время, сказала, в частности, она, Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации не  является самостоятельной международной межправительственной организацией, а существует в рамках ЕврАзЭС. Однако данное интеграционное объединение имеет все признаки указанного субъекта международного права.

В настоящее время институциональную основу Таможенного союза составляют следующие органы: Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (Высший орган Таможенного союза), Комиссия Таможенного союза и Суд Евразийского экономического сообщества. Также следует упомянуть три структуры, не входящие в систему органов Таможенного союза, но выполняющие ряд важных функций, обеспечивающих его функционирование, – Экспертный совет в рамках Таможенного союза, Комитет по вопросам регулирования внешней торговли и Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

В ходе дискуссии представители бизнеса и территориальных ТПП задавали докладчикам возникающие у них вопросы, не только лично участвуя в мероприятии, но и дистанционно, через Интернет.

Поднимались вопросы ввоза через Казахстан на территорию, в частности, Белоруссии китайских товаров, в том числе товаров легкой промышленности, которые стали успешно конкурировать с более качественными, но и более дорогими белорусскими изделиями. Безусловно, ситуация упростится, когда изъятия, предусмотренные на определенное время в казахском таможенном законодательстве, перестанут действовать; но следует особо усилить контроль, когда в скором будущем внешняя граница Казахстана станет внешней границей ТС во избежание проникновения на нашу общую территорию контрабанды со смежных стран. Серьезнейший вопрос – модернизация экономики и инвестиционные возможности в рамках функционирования Таможенного союза.

По мнению начальника юридического отдела ЗАО «Группа ТАРГО» Владимира Мирошниченко, остро звучит тема ввоза импортного технологического оборудования, без которого невозможно перевооружение предприятий и создание современных производств на территории России. В отношении ставок ввозных таможенных пошлин нынешнюю ситуацию для импортеров можно в целом оценить положительно. Плюс к этому допускается предоставление тарифных льгот при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, причем определение порядка предоставления такой льготы - прерогатива национальных законодательств. В ходе дискуссии подчеркивалась также важность вопросов интеллектуальной собственности; борьбу с усиливающимся потоком контрафакта, подделок  следует ставить во главу угла всем странам ТС.

В завершение мероприятия выступили директор Института торговой политики ГУ-ВШЭ Александр Данильцев и заместитель торгового представителя Республики Казахстан в Российской Федерации Наталья Годунова. Александр Данильцев оценил перспективы Таможенного союза с точки зрения науки, экстраполируя полученные результаты в ходе годичного функционирования ТС на ближайшее будущее. Наталья Годунова представила, в частности, казахскую специфику работы по развитию ТС. Вывод: «трудности роста» есть, однако положительная динамика очевидна, страны ТС идут в правильном направлении.

Департамент информации и связей с общественностью ТПП РФ, А.Бондарь

Материалы в СМИ:

ИТАР-ТАСС ТПП РФ намерена содействовать созданию механизма диалога бизнеса с интеграционными структурами Таможенного союза

ФК-Новости На пути к общему рынку товаров, услуг, капитала и рабочей силы в Беларуси, Казахстана и России 

Таможня.ру Таможенный союз: удачный старт, интересные перспективы

ТПП-Информ Таможенный союз: удачный старт, интересные перспективы

IPC Таможенный союз: год позади

Venture Business News «Круглый стол» на тему: «На пути к общему рынку товаров, услуг, капитала и рабочей силы в Беларуси, Казахстана и России» состоялся в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной.

Капитал страны Таможенный союз: год позади

БИКИ «Круглый стол» в ЦМТ