Совет по внешнеэкономической деятельности

Совет по внешнеэкономической деятельности

Текущие инициативы

7 декабря 2016г.

Предложения Комитета по развитию механизмов поддержки экспорта продукции субъектов МСП


Комитетом в 2016 году  были подготовлены предложения по  развитию механизмов поддержки экспорта продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные в Минэкономразвития России (письмо ТПП РФ № 03в/0055 от 11.02.2016 г.).



В частности, Комитетом предложено:



1. Расширить практику применения механизма компенсации части затрат на участие субъектов МСП - производителей экспортной продукции в выставках и ярмарках, проводимых за рубежом.



2. Разработать механизма компенсации затрат на информационное обеспечение экспорта высокотехнологичной и инновационной продукции, в т.ч. изготовление рекламно-информационных продуктов.



Многие субъекты МСП не имеют возможность широко продвигать свою  продукцию на экспорт из-за отсутствия средств на рекламные мероприятия.



3. Отменить процедуру получения паспорта сделки при заключении экспортного контракта.



 Наличие паспорта сделки между странами влечет за собой дополнительные издержки для экспортера. Стоимость паспорта сделки может составлять до 1% от стоимости экспортного контракта. Отмена паспорта сделки снизит срок экспортного процесса на срок оформления (в среднем от 5 до 10 рабочих дней).



4. Отменить или сократить количество камеральных проверок налоговой службы.



Одним из препятствий для развития экспорта на уровне малого и среднего бизнеса являются  сквозные камеральные проверки налоговой службы, которые проводятся на ежеквартальной основе при подаче заявления на возврат НДС при осуществлении экспортной поставки.  Такие проверки существенно усложняют работу предприятий,  бухгалтерии, и многие МСП не хотят с ними  связываться. В итоге МСП либо прибавляют 18% (ставка НДС) к  цене товара при продаже на экспорт, тем самым сильно снижая конкурентоспособность своей продукции, либо вообще отказываются от экспорта после не очень позитивного опыта от камеральной проверки.



5. Создать центры поддержки экспорта в регионах по принципу «единого окна» на базе территориальных  торгово-промышленных палат.



Развитие региональной инфраструктуры поддержки экспорта с использованием экспертного потенциала и возможностей, в т.ч. широкой членской базы из числа МСП, системы ТПП позволит сократить бюджетные расходы и повысить эффективность поддержки экспорта.



6.   Упростить процедуры интернет-торговли при экспорте, в т.ч.:



6.1. Введение упрощенного режима для подтверждения нулевой ставки НДС в Налоговом кодексе при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях.



6.2.   Сокращение перечня документов, предоставляемых в ФНС налогоплательщиком.



Например, грузовая таможенная декларация (ГТД) содержит в себе исчерпывающий перечень сведений об экспортере, контрагенте и составе поставляемых товаров. Другие документы дублируют указанные в ней сведения. Внешнеторговый контракт с физическим лицом в данном случае является излишним документом.



6.3.   Оптимизация процедуры подтверждения вывоза товаров. Очевидно, что информация о вывозе того или иного товара может автоматически направляться в ФНС и экспортеру, либо автоматически фиксироваться в единой базе ФНС/ФТС, без необходимости дополнительного обращения в органы ФТС с заявлением.



Реализация вышеуказанных предложений позволит не только сократить сроки подготовки документов для подачи в налоговые органы, уменьшит количество отчетных операций, производимых экспортером, но и существенно облегчит деятельность участников внешнеэкономической деятельности, реализующих товары напрямую физическим лицам за рубежом.



7.      Установить льготную ставку по налогу на прибыль для организаций экспортеров пропорционально объему выручки, полученной от поставленной на экспорт продукции – ½ от текущей ставки.



Высвободившиеся средства могут быть направлены компаниями на субсидирование доставки товаров за рубеж.



8.      Оптимизировать таможенную процедуру периодического декларирования товаров при вывозе из России.



На сегодняшний день процедура периодического декларирования позволяет экспортерам, при регулярном перемещении через таможенную границу ЕАЭС одних и тех же товаров, подавать, так называемую, периодическую декларацию и впоследствии в течение двух месяцев предоставлять уточненные сведения о реально вывезенных за рубеж товарах за установленный период (месяц). В случае подачи т.н. временной периодической таможенной декларации срок предоставления скорректированных сведений о фактическом объеме экспортированных товаров увеличивается до 8 месяцев. Данный подход позволяет оптимизировать временные затраты на прохождение таможенного контроля товаров, экспортируемых на регулярной основе (более трех поставок в месяц). Вместе с тем, на местах далеко не все таможенные пункты (посты) позволяют воспользоваться вышеуказанной возможностью.



9.   Усовершенствовать контрольные процедуры при экспорте печатной продукции  путем разработки программы автоматической проверки оформляемых на вывоз материалов на соответствие «Федеральному списку экстремистских материалов».



При оформлении на экспорт книжной продукции серьёзную проблему представляет "Федеральный список экстремистских материалов" Министерства юстиции РФ. Причем, проблемы с его использованием возникают не только у экспортеров, но и у таможенных органов. Урезанный функционал открытой базы данных приводит к тому, что приходится вручную забивать в поисковой форме названия книг, авторов и т.д. по каждому наименованию в отдельности. Если в декларации несколько сотен или тысяч наименований, то это фактически блокирует работу таможенного органа и делает на практике невозможным выполнение таможенного регламента. Так, по регламенту на оформление отводится 4 часа, однако при наличии в декларации 1000 наименований, инспектор ФТС физически не может осуществить необходимую проверку в указанный срок. Минюст не предоставляет доступ к списку экстремистских материалов в формате, подлежащем обработке. Таким образом, сегодня необходимо за двое суток предоставлять информацию о поставке, для того чтобы инспектор ФТС на месте смог вручную обработать предоставляемую информацию. Отсутствие возможности автоматизированной верификации сильно затормаживает выпуск товаров.  



Любое печатное издание в мире имеет свой уникальный номер ISBN, графой с которым можно дополнить существующий перечень экстремистских материалов и производить сверку по этому уникальному идентификатору.



10. Федеральным органам исполнительной власти обеспечивать обязательное закрепление приоритета российской продукции при реализации совместных межправительственных инвестиционных проектов в странах дальнего зарубежья.