В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости на тему: «Повышение эффективности механизмов внесения сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)».
Модератором мероприятия выступил председатель Комитета Александр Каньшин.
Открывая мероприятие, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин подчеркнул, что вопросы установления границ тех или иных территорий и внесения сведений о них в ЕГРН остаются крайне актуальными как для государства, так и предпринимательского сообщества. Это касается границ субъектов РФ, муниципальных образований, населенных пунктов, территорий лесов, сельскохозяйственных земель, территориальных зон и т.д. Невозможно представить себе адекватное государственное управление или ведение бизнеса в условиях отсутствия четкого понимания, где начинается некая используемая в хозяйстве территория и где она заканчивается.
По его словам, до сих пор значительный объем сведений о границах муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон не внесен в ЕГРН. Аналогичная ситуация складывается с границами лесных массивов. Сегодня обнаружено более 300 тыс. пересечений сведений между ЕГРН и Государственным лесным реестром. В связи с этим на федеральном и региональном уровнях требуется интенсификация учета лесов, сельхозземель и охранных зон, отметил Дмитрий Курочкин.
Вместе с тем необходимо учитывать и границы земельных участков, находящихся в собственности или аренде у предприятий и граждан. К сожалению, подчеркнул вице-президент федеральной Палаты, информация только о 49 процентах земельных участков, занесенных в ЕГРН, содержит сведения о границах.
Председатель Комитета Александр Каньшин отметил, что правительство настроено на системный подход к решению сложившихся проблем. В частности, принят и реализуется комплексный план мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в виде координатного описания, утвержденный распоряжением Правительства России № 2444, которое было принято во исполнение хорошо известной «дорожной карты» «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», реализуемой с участием Агентства стратегических инициатив и при активном участии членов Комитета.
Директор ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Константин Литвинцев констатировал, что прошло более 10 лет с момента возникновения нормы в законодательстве, в соответствии с которой появилась возможность вносить в ЕГРН иные сведения – информацию о границах, территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования, охранных зонах, территориях лесничеств. Внесение этих сведений происходит в порядке информационного взаимодействия между ведомствами. Ответственность за внесение сведений не установлена. В результате на данный момент механизм работает с низкой эффективностью.
В ЕГРН внесены сведения: о границах между субъектами РФ – 9,1%, границах муниципальных образований – 47.5%, границах населенных пунктов – 16.1%.
К. Литвинцев привел в качестве образцового пример Республики Саха-Якутия, администрация которой установила и внесла в ЕГРН сведения обо всех имеющихся границах с соседними субъектами. При этом он особо отметил, что законом не установлена обязанность субъектов федерации производить согласование сведений о границах субъекта, вносимых в ЕГРН, со смежными субъектами. В результате нередкой является ситуация наложения границ одного субъекта на другой, а также разрывов с образованием территорий, который не относятся ни к одному из субъектов.
К. Литвинцев призвал внести изменения в федеральное законодательство, которые обяжут проводить такие согласования, а также проработать механизм снятия возражений субъектов федерации в случае, если они не смогли согласовать общие границы.
Говоря о комплексных кадастровых работах, он отметил, что они позволят установить точные границы ранее учтенных земельных участков, координаты объектов капитального строительства, сведения о которых есть в ЕГРН, а также сведения о границах земель общего пользования. При этом комплексные кадастровые работы не позволят выявить и закрепить границы самовольно занятых земельных участков.
В этом году в пилотном режиме комплексные кадастровые работы выполняют три региона – Республика Тыва, Белгородская и Астраханская области.
Заместитель директора Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ Ирина Пазенко рассказала о внесении сведений об объектах культурного наследия, зонах охраны и защитных зонах объектов культурно наследия в ЕГРН. На данный момент в России порядка 160 000 объектов культурного наследия. Полномочия по внесению сведений о них переданы субъектам РФ. Министерство культуры со своей стороны вносит сведения только об объектах федерального значения (примерно 3600 объектов).
Ключевой проблемой является отсутствие у субъектов достаточного количества финансовых средств для проведения кадастровых работ, установления границ таких объектов и внесения их в ЕГРН, поэтому работы ведутся медленно. В результате возникает ситуация, когда в гражданский оборот попадают земельные участки, в отношении которых позже устанавливаются сведения о пересечении с защитными и охранными зонами объектов культурного наследия, что влечет большие проблемы для собственников и арендаторов таких ЗУ.
С января 2017 года Минкультуры, органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, направляют сведения о границах территории объектов культурного наследия и их зон охраны в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН. По состоянию на 1 ноября 2017 года в ЕГРН содержатся сведения о 4286 зонах охраны объектов культурного наследия, в том числе зонах охраняемого природного ландшафта и зонах регулирования застройки и хозяйственной деятельности, и 8771 территориях объектов культурного наследия
Генеральный директор Института Территориального Планирования «Град» Анна Береговских представила участникам заседания проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях повышения эффективности механизма внесения сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости».
Она отметила, проект ФЗ подготовлен в целях повышения эффективности механизма внесения сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости. Наличие сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН необходимо для обеспечения гарантий прав собственности на недвижимость органов государственной власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц, повышения инвестиционной привлекательности территорий субъектов РФ.
Положениями Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что сведения о границах населенных пунктов и территориальных зон должны быть внесены в ЕГРН в течение 6 месяцев после утверждения генеральных планов и правил землепользования и застройки.
По ее словам, к настоящему времени на территории РФ утверждено более 95% генеральных планов и более 90% правил землепользования и застройки, в то время как в ЕГРН внесены сведения о 16% границ населенных пунктов и 3% территориальных зон, что свидетельствует о неэффективности действующего механизма.
Действующий механизм включает в себя следующие обязательные действия:
· подготовку и утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки, в составе которых утверждаются границы населенных пунктов и территориальных зон;
· подготовку, согласование и экспертизу землеустроительной документации;
· подготовку XML-документов, содержащих сведения о границах населенных пунктов и территориальных зон для передачи в ЕГРН.
Как правило, процессы разорваны во времени, так как относятся к различным видам деятельности: градостроительной, землеустроительной и кадастровой.
Она отметила, что землеустроительная деятельность, суть которой заключается в проведении мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, в данном случае не имеет смысла, так как решение об утверждении границ уже принято, в связи с чем является излишней.
Законопроектом предлагается исключить из состава объектов землеустройства территории населенных пунктов и территориальные зоны, а также их части, и внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О землеустройстве», Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», обеспечивающие подготовку XML-документов, содержащих сведения о границах населенных пунктов и территориальных зон для передачи в ЕГРН, на основе результатов работ по подготовке генеральных планов и правил землепользования и застройки.
Фактором, препятствующим своевременному внесению в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон, также является необязательность и отсутствие оснований по установлению и (или) изменению границ лесничеств, лесопарков.
Законопроектом предлагается детализировать случаи включения в границу населенного пункта земельных участков из земель лесного фонда и смежных с ними земельных участков и территорий.
В то же время для обеспечения преемственности решений, принятых генеральным планом и правилами землепользования и застройки, законопроектом предлагается внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации об исключении требования принадлежности существующего земельного участка к одной территориальной зоне в случае, если такая принадлежность противоречит функциональному зонированию, утвержденному генеральным планом.
Кроме того, предлагается исключить правило о запрете на пересечение границами городских, сельских населенных пунктов границ земельных участков в случаях, связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также жилищным строительством.
А.Н. Береговских отметила, что принятие законопроекта обеспечит значительное повышение эффективности внесения сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН, при этом сократив бюджетные затраты на финансирование таких работ до 50%.
Заместитель начальника Главного управления строительства Тюменской области – заместитель главного архитектора Тюменской области Андрей Басов рассказал в своем выступлении о градостроительной деятельности в Тюменской области.
Так, в 2006 – 2010 годах разработаны и утверждены документы территориального планирования и градостроительного зонирования Тюменской области. В 2011 – 2012 градостроительная документация была приведена к векторному электронному виду в соответствие с системой технических требований её ведения в ИСОГД. С 2013 года все внесения изменений и новые проекты разрабатываются в формате электронных мультимасштабных взаимоувязанных решений.
Он отметил актуальность проблемы, когда в результате большого временного интервала, который необходим, чтобы внести сведения о границах муниципалитетов и населенных пунктов в ЕГРН, возникает проблема пересечения вновь образуемых земельных участков с границами муниципалитетов и населенных пунктов.
А. Басов поддержал предложенный законопроект в части необходимости:
- Не относить границы населенных пунктов, территориальных зон, их частей к объектам землеустройства;
- Исключить необходимость подготовки карт (планов) объектов землеустройства для передачи сведений о границах ЕГРН;
- Исключить безусловное правило о принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне и о невозможности пересечения границей населенного пункта земельных участков.
Заместителя начальника управления – начальник отдела территориального планирования Управления архитектуры и строительства министерства строительства Новосибирской области Сергей Новокшонов привел градостроительную статистику по Новосибирской области, в соответствии с которой в области 460 муниципальных образований, на территории которых предусмотрено градостроительное зонирование. Из них пять городских округов, 455 - городских и сельских поселений.
Утвержденные в отношении этих муниципальных образований правила землепользования и застройки содержат:
- количество зон: от 25 до 43;
- количество контуров зон: от 1100 до 5428.
В среднем один контур занимает около 10 га. Для городской застройки этот показатель в части территорий доходит до 0,5 га. Количество контуров на одну зону – от 15 до 160 и более.
Стоимость работ по землеустройству границ территориальных зон:
- общая стоимость работ на 5 городских округов – 14,2 млн. руб.;
- общая стоимость работ на 455 поселений – 910 млн. руб.
Усредненные затраты на внесение изменений в ПЗЗ поселений – более 20 млн. руб. в год (в основном, за счёт субсидий областного бюджета).
Говоря о проблеме пересечения границ территориальных зон и земельных участков, проректор по развитию ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» Андрей Тарарин отметил, что для решения этой проблемы нужно установить доверительный интервал для территориальных зон – порядка двух метров от границы территориальной зоны. Если земельный участок, который пересекает границу территориальной зоны, не выходит за границы этого интервала, то считать, что пересечения нет.
Подобный подход позволит исключить подавляющее большинство возникающих проблем с пересечением территориальных зон и земельных участков. Снимет проблему пересечения границ муниципалитетов, населенных пунктов и ЗУ. При этом он отметил, что данная мера может повлечь злоупотребления со стороны собственников и арендаторов ЗУ, но общий экономический эффект – ускорение внесения границ муниципалитетов и населенных пунктов, исключение конфликтов –благоприятно отразится на инвестиционном климате регионов.
По итогам выступлений и прошедшей дискуссии участники заседания приняли решение доработать представленный законопроект с учетом озвученных предложений, а также провести его согласование с Федеральной кадастровой палатой, после чего направить в Минэкономразвития России, Минстрой России и иные ведомства.
Комитет ТПП РФ по предпринимательству
в сфере экономики недвижимости