27 сентября в Малом зале ТПП России состоялось очередное заседание Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному образованию и инновационной деятельности.
Вел заседание заместитель председателя Комитета, директор Департамента по работе с территориальными палатами А.М.Рыбаков.
Участники заседания заслушали сообщение члена Комитета, члена Президиума Правления ТПП Чувашской Республики, члена коллегии Федерального агентства по образованию А.А. Судленкова о сотрудничестве ТПП Чувашской Республики с образовательными учреждениями региона в области содействия формированию рынка труда в республике.
Как отметил А.А. Судленков, начавшееся оживление промышленных предприятий выявило проблему нехватки высококвалифицированных технических специалистов. При явном избытке юристов, менеджеров, банкиров, которых в последнее время готовили практически во всех образовательных учреждениях, на рынке труда отсутствуют инженеры, технологи, электронщики, рабочие, владеющие компьютерными технологиями и способные качественно выполнить работы на станках с программным управлением.
Острота проблемы усугубляется тем, что по некоторым специальностям и даже в целых отраслях (ЖКХ, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, сельское хозяйство, строительство) средний возраст работников составляет 50 лет и более. Мало того, существующая на данный момент республиканская система профессионального обучения оказалась в кризисном состоянии. Учебные комплексы требуют модернизации, замены оборудования полувековой давности. Оказался практически ликвидированным социальный институт базовых предприятий, за счет которых прежде частично осуществлялось обеспечение учебных комплексов оборудованием, инструментом, материалами, а также организовывались производственное обучение и практика учащихся профессионально-технических училищ и студентов.
Анализ сложившейся ситуации выявил несоответствие между рыночной системой отбора кадров и системой профессиональной подготовки кадров, в которой по-прежнему сохраняются нерыночные отношения. Отжила свое и система определения потребности в рабочих кадрах. Показателен такой пример: на запрос образовательных учреждений в Министерство экономики Чувашии о том, какое количество специалистов понадобится в ближайшие годы республике для заполнения вакансий в розничной торговле, был получен ответ – только три продавца. В то же время, на аналогичный запрос, направленный в ассоциации предпринимателей, был получен совершенно иной ответ – в ближайшие годы Чувашской республике потребуется полторы тысячи торговых работников. Цифры – несопоставимые. Однако вряд ли стоит винить республиканское министерство в том, что оно оказалось не в состоянии дать ответ на запрос образовательных учреждений. В реформированной экономике министерство больше не осуществляет жесткого контроля над деятельностью предприятий и организаций.
Итак, очевидно, что сфера подготовки высококвалифицированных кадров для экономики находится в состоянии системного кризиса. Очевидно и другое: выход из этого кризиса не может быть найден на пути принятия отдельных командных решений. Необходимы срочная разработка и внедрение новых организационных форм. Причем эта работа должна вестись в тесном сотрудничестве с объединениями предпринимателей. Система профессионального образования сможет эффективно заработать только в том случае, когда образовательные учреждения смогут лучше ориентироваться в требованиях работодателей, предъявляемых к рабочим кадрам и представителям инженерно-технических специальностей, а работодатели – заказчики кадров будут лучше знать реальные возможности каждого образовательного учреждения. И при этом и та, и другая сторона, действуя на основе договорных обязательств, будут осуществлять согласованные действия, направленные на подготовку высококвалифицированных кадров. В эффективности такой системы не позволяет усомниться позитивный опыт деятельности в этой сфере торгово-промышленных палат в экономически развитых странах Европы.
Именно по этому пути пошли в Чувашской Республике органы исполнительной власти, объединения работодателей и профсоюзы, заключившие республиканское соглашение о социальном партнерстве.
За период с 2001 года, когда в ТПП Чувашии был создан Комитет ТПП ЧР по профессиональному образованию, было проведено несколько круглых столов, совещаний, семинаров, на которых с участием представителей министерств и ведомств, образовательных учреждений, общественных организаций, а также представителей бизнеса республики рассматривались вопросы подготовки кадров. Эти мероприятия позволили их участникам не только высказать взаимные претензии друг к другу, но и совместными усилиями нащупать болевые точки, а также наметить возможные пути вывода системы подготовки кадров из кризисного состояния. В частности, в ходе дискуссий была предложена модель социального партнерства, в центре которой в качестве координирующего звена находится Торгово-промышленная палата.
Однако дело не ограничивается организацией и проведением дискуссий. В 2004 году ТПП Чувашии осуществила масштабное исследование потребностей работодателей в рабочих кадрах. Полученные материалы легли в основу подготовленного палатой аналитического доклада о состоянии дел в сфере профессионального обучения. Рекомендации этого доклада стали учитывать в своей деятельности Министерство образования республики, Управление Федеральной государственной службы занятости населения, образовательные учреждения Чувашии. Началась работа по заключению договоров на подготовку кадров между учреждениями профессионального образования и предприятиями.
Работа еще не завершена, пройдена только часть пути, и поэтому подобные мероприятия будут проводиться и в дальнейшем. Так, 6 и 7 октября на базе ТПП Чувашской Республики состоится очередная межрегиональная конференция на тему: «Подготовка специалистов для машиностроительной и электротехнической отрасли республики». В ходе конференции будет продолжено обсуждение различных моделей социального партнерства, призванных обеспечить на основе совместных усилий органов исполнительной власти, образовательных учреждений и объединений предпринимателей подготовку высококвалифицированных кадров, владеющих специальностями, востребованными на рынке труда.
Выступление представителя ТПП ЧР вызвало оживленную дискуссию участников заседания. Выступавшие отмечали актуальность поднятой проблемы и необходимость ознакомить территориальные палаты с опытом работы ТПП Чувашской Республики по содействию формированию рынка труда в регионе.
Комитет решил:
1. Одобрить деятельность Чувашской ТПП по сотрудничеству с образовательными учреждениями региона в области содействия формированию рынка труда в Чувашской Республике.
2. Учитывая важность содействия развитию рынка труда в стране путем объединения усилий образовательных учреждений и территориальных торгово-промышленных палат России, рекомендовать руководству ТПП Российской Федерации, в целях распространения опыта работы данной палаты среди других территориальных ТПП, обсудить на одном из заседаний Президиума Правления ТПП России вопрос «О практике работы ТПП Чувашской Республики по содействию формированию рынка труда в регионе».
3. Создать рабочую группу Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному образованию и инновационной деятельности в составе заместителя председателя Комитета К.А.Савченко-Бельского (руководитель), членов Комитета А.А.Судленкова, В.М.Демина, В.В.Нашивочникова и главного эксперта Департамента по работе с территориальными палатами А.Ф.Кривцова для подготовки материалов о практике работы ТПП Чувашской Республики по содействию формированию рынка труда в регионе, к заседанию Президиума Правления ТПП России.
По второму вопросу повестки дня выступил главный эксперт Департамента по работе с территориальными палатами, член Рабочей группы от ТПП России по доработке проекта «Концепции подготовки кадров для бизнеса в рамках сотрудничества ТПП государств-участников СНГ» А.Ф.Кривцов. Он проинформировал членов Комитета, что данный документ был подготовлен к III-му заседанию Совета руководителей ТПП государств-участников СНГ, которое состоялось в Баку 1-3 июня 2005 года. При разработке проекта Концепции учитывались опыт работы в сфере делового образования и мнения всех торгово-промышленных палат государств-участников СНГ. Как отмечается в этом документе, главной целью сотрудничества ТПП государств-участников СНГ в этой области должно стать создание работоспособной системы дополнительного профессионального образования, позволяющей осуществлять своевременную и эффективную подготовку и переподготовку компетентных кадров для бизнеса.
Проект Концепции был одобрен Советом руководителей ТПП государств-участников СНГ и дано поручение Рабочей группе по вопросам подготовки кадров для бизнеса доработать документ и внести его на утверждение IV заседания Совета руководителей ТПП государств-участников СНГ, которое будет проведено в г. Минске в июне 2006 года. В ноябре текущего года планируется провести первое заседание Рабочей группы по доработке Концепции.
Выступающий обратился к членам Комитета с просьбой принять активное участие в доработке Концепции.
Комитет решил:
1. Принять к сведению представленный проект «Концепции подготовки кадров для бизнеса в рамках сотрудничества торгово-промышленных палат государств-участников СНГ».
2. Создать рабочую группу Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному образованию и инновационной деятельности в составе заместителя председателя Комитета А.М.Рыбакова (руководитель), членов Комитета С.Б.Бадмаева, А.В.Бочарова, В.Г.Власова, П.А.Жбанова, В.В.Нашивочникова, Л.П.Хлюсневой и главного эксперта Департамента по работе с территориальными палатами А.Ф.Кривцова для доработки представленного проекта «Концепции подготовки кадров для бизнеса в рамках сотрудничества торгово-промышленных палат государств-участников СНГ».
3. Членам Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному образованию и инновационной деятельности до 20 октября 2005 года внести в рабочую группу свои предложения и замечания по представленному документу.
При рассмотрении третьего вопроса было принято решение рекомендовать руководству ТПП России выдать свидетельства о сертификации Торгово-промышленной палатой Российской Федерации следующим образовательным учреждениям:
- Высшая коммерческая школа при Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации;
- Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина;
- Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС»;
- Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов РЭА им. Г.В. Плеханова;
- Московский институт международных экономических отношений.
Комитет ТПП РФ по содействию профессиональному
образованию и инновационной деятельности