Заседания

Заседания

9 февраля 2010г.

Заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства на тему: «Механизмы финансирования капитального ремонта и повышение эффективности многоквартирных домов. Что после 185-ФЗ?», 9 февраля 2010 г.

Заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства: «Механизмы финансирования капитального ремонта и повышение эффективности многоквартирных домов. Что после 185-ФЗ?»
09.02.10.
ZHKKH_sleva.jpgСостоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, на котором прошло обсуждение весьма актуальной темы «Механизмы финансирования капитального ремонта и повышение эффективности многоквартирных домов. Что после 185-ФЗ?».
Открывший заседание Комитета его председатель, доктор юридических наук Андрей Широков, а также и другие выступавшие на заседании специалисты отмечали, что необходимые объемы финансирования для решения указанных проблем многократно превышают доступные бюджетные средства, в том числе – средства, предоставленные Фонду содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства в рамках выполнения норм Федерального закона от 21.08.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который имеет ограниченный законом срок действия – до 2012 года.

Этот закон в настоящее время значительно активизировал процесс передачи управления жилой недвижимостью частным управляющим организациям, но не мотивирует эти компании для организации и финансирования капитальных ремонтов и энергосбережения в многоквартирных домах.

ZHKKH_predsedatel.jpgПоскольку действие закона 185-ФЗ ограничено по срокам, то уже сегодня нужно искать решения вопросов о том, как финансировать капитальные ремонты многоквартирных домов после этого срока, как привлечь частный капитал для выполнения обязательств публичной власти – бывшего собственника практически всех многоквартирных домов, как повысить роль предпринимательского сообщества в управлении многоквартирными домами, как объяснить новым собственникам жилой недвижимости необходимость несения бремени содержания общего имущества в многоквартирных домах.

Сегодня необходимость в финансировании управления жилой недвижимостью увеличивается – необходимо привлекать средства на проведение работ по энергоэффективности жилья, чтобы достичь снижения потребления в жилищном секторе всех видов энергоресурсов на заданные Президентом РФ величины.
сочи-вид-города.jpgАндрей Широков привел данные о том, сегодня уже более 40 процентов многоквартирных домов управляются и обслуживаются частными компаниями и ТСЖ, 33 процента – непосредственное управление. За муниципальными организациями осталось в управлении менее 30 процентов. При этом новые управляющие – предприниматели, организующие бизнес по управлению и содержанию домов, по предоставлению коммунальных услуг собственникам и нанимателям помещений остаются, зачастую, один на один с собственниками жилой недвижимости, без правовой и методической поддержки.

Возможности для ведения эффективного бизнеса управляющими организациями в настоящее время весьма ограничены из-за несовершенства законодательства, отсутствия урегулированных законами правоотношений с органами публичной власти, отсутствия проверенных и надежных методов привлечения частными компаниями кредитов отечественных и зарубежных банков для модернизации жилой недвижимости.

Члены Комитета отметили, что нормы Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требуют обязательного повышения энергетической эффективности жилой недвижимости при проведении капитальных ремонтов.

Однако закон не решает проблему финансирования этих ремонтов, не определяет содержание понятия «энергосервисных услуг» и не стимулирует формирование рынков таких услуг. Закон не требует разработки правил предоставления различных видов услуг энергосервиса, что, возможно, приведет к недобросовестной конкуренции или монополизации на рынках предусмотренных законом энергосервисных контрактов.

Федеральные законы сегодня не относят услуги энергосервиса к категории коммунальных услуг и, соответственно, действующие нормативные акты не предусматривают учет платы за такие услуги при расчете бюджетных субсидий нуждающимся домохозяйствам для оплаты содержания жилья и коммунальных услуг.

Это существенно ограничивает возможность предоставления услуг энергосервиса малыми и средними предприятиями частного сектора. Не всегда учитывается то, что возможности оплаты мероприятий, выполняемых по энергосервисным контрактам, за счет экономии средств по платежам за коммунальные ресурсы ограничены в условиях постоянного роста тарифов и достаточно высокой инфляции.

Участники заседания отмечали, что публичная профессиональная дискуссия о возможных формах и методах решения проблем организации и финансирования капитальных ремонтов и повышения энергоэффективности жилой недвижимости практически не ведется. Это значительно снижает качество решений, принимаемых на всех уровнях публичной власти, интересы предпринимательского сообщества не очень учитываются при подготовке нормативных правовых актов для жилищной сферы.

На заседании выступили члены Комитета: Олег Вихтюк – заместитель председателя Комитета, директор по развитию УК «Проминвест», Александр Вербицкий – заместитель председателя Комитета, Константин Шишка – член комитета, вице-президент Ассоциации НКО в поддержку и развитие ТСЖ и ЖСК, а также приглашенные на заседание специалисты: Сергей Сучков – заместитель генерального директора Фонда содействия реформирования ЖКХ, Сергей Сиваев – директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города», Борис Френкель – заместитель исполнительного директора Всероссийского союза страховщиков, Ирина Черткова – заместитель генерального директора ГУП «Городской центр жилищного страхования», город Москва.

Для увеличения финансирования капитальных ремонтов и мероприятий по повышению энергоэффективности жилой недвижимости, для создания условий участия в модернизации жилой недвижимости организаций среднего и малого бизнеса участники заседания предложили рекомендовать Минэкономразвития и Минрегионразвития совместно с Всероссийским союзом страховщиков рассмотреть возможность преобразования Фонда содействия реформированию ЖКХ (по окончании действия норм закона 185-ФЗ) в агентство для выдачи поручительств и организации страхования кредитов отечественных и зарубежных банков организациям, управляющим многоквартирными домами для капитальных ремонтов жилой недвижимости и повышения ее энергоэффективности.

Предложено также осуществить пилотный проект по формированию рынка энергосервисных услуг в одном из регионов страны, предусмотрев в этом проекте подготовку нормативных актов, регулирующих «оборот мощности» ресурсоснабжающих организаций, высвобождаемой в результате повышения энергоэффективности жилой недвижимости, устанавливающих порядок бюджетного стимулирования управляющих жилой недвижимостью за подтвержденное снижение потребления каждого из видов коммунальных ресурсов.

Участники заседания рекомендовали также обратиться в Минэкономразвития и Минрегионразвития с просьбой провести в III квартале 2010г. рассмотрение подготовленного Комитетом ТПП РФ по предпринимательству в жилищной и коммунальной сфере обзора барьеров, препятствующих развитию бизнеса управляющих жилой недвижимостью, их активному участию в модернизации многоквартирных домов и повышении их энергоэффективности.

Комитет считает необходимым участие в заинтересованном обсуждении и реализации прозвучавших на заседании предложений всего предпринимательского сообщества России, обеспечивающего управление 3 млрд. квадратных метров жилой недвижимости с годовым оборотом предоставляемых услуг по содержанию жилья и коммунальных услуг почти в 2 триллиона рублей.

Комитет ТПП РФ по предпринимательству
в сфере жилищного и коммунального хозяйства

Календарь

Выбрать материал за период