Сегодня в Малом зале Торгово-промышленной палаты Российской Федерации состоялся «круглый стол» «Организация на таможенной территории Российской Федерации рецикла катализаторов, содержащих драгоценные металлы, для нефте- и газоперерабатывающей промышленности».
Центральной темой «круглого стола» стал доклад члена Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, переработки, производства и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, Генерального директора НП «Межрегиональное объединение производителей драгоценных металлов» О.В.Пелевина.
По словам выступающего, Катализаторы и каталитические технологии являются сегодня структурообразующей основой современной нефтехимической, нефтеперерабатывающей и газовой отрасли промышленности. Технический уровень катализаторов в значительной мере определяет уровень материальных, энергетических и капитальных затрат, экологию производства, принципиальную новизну и конкурентоспособность технологий. В этой связи реструктуризация производства катализаторов в Российской Федерации является стратегической целью для экономики страны в целом.
О.В.Пелевин представил собравшимся совместный инновационный проект ТПП РФ и НП «Межрегиональное объединение производителей драгоценных металлов» «Организация на таможенной территории Российской Федерации рецикла катализаторов, содержащих драгоценные металлы, для нефте- и газоперерабатывающей промышленности» с периодом реализации 2003 - 2005 годах, раскрывая суть которого автор остановился на трех основных моментах.
Во-первых, большинство предприятий нефте- и газоперерабатывающей промышленности работают на импортных катализаторах. Таким образом, обеспечение России энергоресурсами находится в опасной прямой зависимости от зарубежных поставок катализаторов, что делает экономику уязвимой и неустойчивой.
По импорту за 2000 г. в Россию было ввезено 1065,8 тонн катализаторов, содержащих драгоценные металлы, а в 2001 г. 971,3 тонн. При этом ежегодная потребность нефте- и газовой промышленности России в катализаторах, содержащих драгоценные металлы, составляет примерно в 1200тонн.
Такая практика не имеет разумного технико-экономического обоснования, лишает страну экономической самостоятельности и создает угрозу ее экономической безопасности, что может привести к существенным неожиданным негативным последствиям для экономики Российской Федерации, в целом.
Основные причины сложившейся ситуации:
сложившееся традиционное негативное отношение к отечественным катализаторам и предпочтительное отношение к импортным катализаторам (Саратовский НПЗ, 80% акций которого принадлежит “ТНК” (в т.ч. западным инвесторам) и 20% BP, Великобритания, отказывается от российских катализаторов) без достаточных на то оснований (завод “Пермнефтеоргсинтез”, принадлежащий “Лукойл”, работает на импортных катализаторах. которые уступают российским катализаторам по механической прочности, маслостойкости и “серо”-стойкости);
первоначальный демпинг и агрессивная рекламная политика западных фирм, а также налаженные контакты работников предприятий с их представителями (завод “Волгограднефтепереработка”, принадлежащий “Лукойл” строит новую установку риформинга производительностью 1 млн. тонн, которая будет работать на импортном катализаторе Р-56. Это решение принято, несмотря на то, что этому катализатору уже 30 лет и существуют российские катализаторы, превосходящие его по эксплуатационным характеристикам);
западные фирмы, занимая российский рынок катализаторов, располагают значительными оборотными средствами, благодаря которым они кредитуют российские предприятия, под обязательства закупки западного технологического оборудования и использования западных катализаторов. Таким образом, кредиты с процентами возвращаются на западные фирмы (Астраханский газоконденсаторный завод “Газпрома” работает на катализаторах фирмы “Прокатализ”, Франция. По условиям контракта в случае использования российских катализаторов гарантия на поставленное западное оборудование будет ликвидирована);
ослабление технологических научных исследований в связи с деградацией отраслевых институтов.
Во-вторых, вопрос, касающийся исходных материалов. На предприятиях Российской Федерации может быть организовано, например, производство катализаторов, содержащих драгоценные металлы, по качеству не уступающих зарубежным аналогам и в полном объеме обеспечивающих процесс риформинга бензиновых фракций с получением ароматических углеводородов.
В-третьих, важный момент относительно участников реализации проекта, которыми станут:
предприятия нефте- и газоперерабатывающей промышленности;
аффинажные заводы;
предприятия-производители драгоценных металлов;
предприятия-производители катализаторов, содержащих драгоценные металлы;
специализированные научно-исследовательские учреждения-разработчики катализаторов, содержащих драгоценные металлы;
коммерческие банки-операторы на рынке драгоценных металлов.
Участники проекта, многие из которых являются членами ТПП РФ, способны с высокой технико-экономической эффективностью осуществлять реализацию проекта.
Участие в проекте коммерческих банков делает его самофинансируемым.
Привлекательность проекта характеризуется его общим выводом: если отмеченные тенденции сохранятся в течение 10-15 лет, российский нефтеперерабатывающий комплекс станет частью крупных международных нефтяных компаний. В этом и состоит стратегическая установка.
После состоявшегося обмена мнениями участники заседания вынесли рекомендации.
Отдел электронной информации ТПП РФ.
23 января 2003г.
«Круглый стол» «Организация на таможенной территории Российской Федерации рецикла катализаторов, содержащих драгоценные металлы, для нефте- и газоперерабатывающей промышленности», 23 января 2003 года